Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

INCREASE OF THE INTEREST TO MUSLIM CULTURE AS REACTION ON THE GLOBAL PROCESSES IN THE MODERN WORLD

Bulgakov A.B.
In article the increase of the interest of russia citizens to a history and culture of the Islam countries. It is connected to increase of the political activity of these countries and expansion of their tourist service

Актуальность проблемы

Общеизвестно, что политизация массового сознания - неизбежное следствие глобализации - привела к тому, что объектом самоидентификации все чаще становятся движения протеста - социальные, национально-освободительные, которые нередко выступают под религиозными лозунгами [6]. На протяжении более чем десятка лет Россия не проявляла должной активности на Ближнем Востоке, так как внешние связи с арабским миром были разорваны [5]. На этом фоне понизился интерес, и возникло однобокое представление о мусульманской культуре и мусульманской цивилизации. Сегодня нарастающий вал носителей мусульманских традиций из ближнего зарубежья заставляет коренного российского жителя узнавать больше о культуре и искусстве стран, исповедующих ислам и обращаться за помощью к различным источникам информации, чтобы понять, с чем и с кем он имеет дело. Естественными источниками информации являются музеи.

Религиозные воззрения, а также культура того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль, как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. Многие факты свидетельствуют о том, что в последние десятилетия XX века в различных странах мира происходит усиление религиозности населения и активизация религиозных движений. Растет число международных религиозных организаций и фондов, а также религиозных движений, орденов, партий и сект, деятельность которых имеет международный характер. Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно религиозную окраску. Все это дает повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной составляющей международной жизни. Больше всего говорится и пишется об исламе - второй по численности последователей (после христианства) мировой религии, которую исповедуют до 1,5 млрд. человек в 127 государствах мира. В российском обществе интерес к исламу обусловлен многими факторами как внутреннего, так и внешнего порядка [2, 4, 5].

Целью исследовательской работы был мониторинг посещаемости жителями Санкт-Петербурга различных представленных экспозиций, отражающих культуру и искусство разных стран и народов.

Было выдвинуто предположение, что за последние 3 года в связи с изменившимся международным положением и развитием туристического сервиса, будет обнаружено достоверное увеличение интереса и повышение внимания к культуре и искусству стран ислама.

Несмотря на то, что ислам - это религия значительной части населения России, и зона ислама в России охватывает территорию Поволжья и Приуралья с татарским и башкирским населением, Северный Кавказ, ряд районов Сибири, значительные мусульманские общины имеются во многих областях европейской части России, в одной Москве, по разным оценкам, проживает от 250 до 500 тыс. мусульман, и ислам является государственной религией ряда стран бывшего СССР, огромного массива стран Азии и Северной Африки, с которыми у России традиционно тесные политические, экономические и культурные связи, тем не менее, за всю историю советского государства не было отмечено повышенное внимание к мусульманству, как к экзотическому феномену. А недоступность Зарубежья в Советский период объясняла минимальный интерес к жизни в этих странах [2, 5].

Открытость современной России, финансовые возможности и развивающийся международный туристический бизнес стали отправной точкой в усилении интереса российских граждан к мусульманским государствам и к исламу в частности. Большую роль сыграло повышение политической активности стран Востока, религиозная доктрина которых встала во главе казалось бы светских государств. Это привнесло утерянный элемент экзотики, и должно было привести к повышению внимания и интереса российских граждан, тем более что исламские государства являются ближайшими территориальными соседями. Существует опасность, что, казалось бы, неизбежный процесс глобализации может быть задержан, отчасти искажен политизацией религии, которая, как

 Год посещения 2006 год  2008 год  2006 год  2008 год  2006 год  2008 год
 Наименования экспозиций

 Возраст

 19-30  лет

 31-55 лет

 свыше 55 лет

 *Современное искусство, Искусство Франции, Искусство средних веков,

Античное искусство, Искусство древнего Египта (количество человек)

 921  1350  1235  560  812  506
 %  81,6  69,6  93,8  68,0  92,8  90,1
 *Искусство стран арабского мира (количество человек)  207  588  82  264  66  56
 %  18,4  30,4o  6,2  32,0o  7,2  9,9
 Всего (количество человек)  1128  1938  1317  824  878  562


Табл. 1. Сравнительное посещение различных экспозиций Государственного Эрмитажа в сентябре 2006 года и в сентябре 2008 разными возрастными категориями жителей Санкт-Петербурга

Примечание:

курсивом выделен 2008 год;

* - параметр отражает количество человек, посетивших названную экспозицию за 1 месяц (сентябрь) 2006 и 2008 гг. с 15 до 16 часов;

жирным шрифтом обозначено процентное соотношение, отражающее год посещения экспозиции;

% - показывает процентное соотношение посетителей названной экспозиции, разделенных по возрастному признаку;

0 - показывает достоверное отличие посещений экспозиции «Искусство стран арабского мира» в 2008 году (сравнение с 2006 годом), p<0,05.


правило, предлагает человечеству свой путь спасения: религиозный глобализм составляет параллель светской общечеловеческой глобализации. В отличие от других учений, политизированный ислам является воинственной идеологией, по-видимому, способной противостоять, как думают приверженцы этой религии, глобализации и глобализму, которые мусульманский мир ассоциирует с западным, прежде всего американским, господством. Это тем проще, что западный экспансионизм нередко ассоциируется мусульманами с Крестовыми походами, расценивается как попытка установить в мире гегемонию христианства [3, 5, 7].

К сожалению, беспрецедентный всплеск внимания к исламу в последнее время объясняется причиной негативного характера - деятельностью экстремистов. Люди, чувствующие подлинную или воображаемую «второсортность», акцентируют свою этнокультурную специфику и нередко пополняют ряды движений протеста. Лучшим примером здесь может служить бунт, поднятый в 2005 г. частью «второго поколения» североафриканских арабов во Франции, которые не сумели интегрироваться во французское общество. Они добивались не только признания за ними всех прав французского гражданина на жилье, работу, образование и равную оплату труда, но и уважения их групповых этноконфессиональных особенностей [7].

Современные образованные люди разных стран должны понимать, что исламизм, как наднациональное религиозно-политическое движение, выдвигает альтернативу современному потребительскому обществу, стандартизации, разрушительному влиянию западной культурной экспансии на традиционный мир, и предлагает свое планетарное государство ислама на основе шариата. Как показало время, и на Западе, и на Востоке имела место недооценка степени влияния ислама на широкие массы в мусульманских странах, потенциальных возможностей этой религии как мобилизующей и интегрирующей социальной силы. Вероятно, мусульманская религия переживает бурное возрождение, она уже превратилась в самостоятельную политическую силу практически во всех мусульманских, а так же традиционно христианских государствах и играет все более заметную, причем, к сожалению, по преимуществу деструктивную роль на международной арене [3, 4, 6].

Результаты и обсуждение

Исследование проводилось в Государственном Эрмитаже дважды в сентябре 2006 года и в сентябре 2008 года, в течение одного часа каждый рабочий день с 15 до 16 часов дня целый месяц. Рассматривалось посещение жителей Санкт-Петербурга экспозиций «Современное искусство», «Искусство Франции», «Искусство средних веков», «Античное искусство», «Искусство древнего Египта» и «Искусство стран Арабского мира». Подсчитывалось количество посетителей, разделенных по возрастному показателю: молодежь с 19 до 30 лет, среднее поколение до 55 лет и старшее поколение свыше 55 лет. Гендерное отличие призналось не достоверным в ранее опубликованных работах [1]. В исследовательской работе приняли участи 3323 добровольцев в 2006 году и 3324 добровольца в 2008 году. Плановые экскурсионные группы в расчет не брались, в тестовом опросе акцентировалось внимание на добровольности посещения экспозиций. Полученные данные сведены в представленную таблицу. Из таблицы видно, что с 2006 года резко возросли внимание и интерес к истории, культуре и искусству стран ислама.

Если в 2006 году эти экспозиции добровольно посетило 355 человек, что является 31,8% от общего количества посетителей, то в 2008 году экспозиции добровольно посетило 908 человек, что является 72,3% от общего количества посетителей.

За последние три года резко увеличилось количество молодежи в Восточном отделе музея (18,4% и 30,4% соответственно). Разница в количестве посетителей среднего возраста (31-55 лет) еще более значительна, так как в 2006 году они фактически не интересовались Востоком и составляли только 6,2 % посетителей, а в 2008 году их количество увеличилось до 32%, что является даже большим по сравнению с молодежью. Старшее поколение достаточно ригидно по-прежнему, хотя наблюдается тенденция к увеличению числа посещений.

Важно отметить увеличение по сравнению с 2006 годом числа молодых посетителей на всех музейных экспозициях, что является благоприятным фактором и может свидетельствовать о возрождении престижности «культурного и образованного человека» среди молодежных приоритетов.

Повышение интереса к исламу рядовых граждан связываются с победой Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране, что было обусловлено целым рядом факторов локального, регионального и общемирового масштаба [4]. В то время сотрудничество в военно-технической сфере с Советской Россией, не было выгодно, так как Ирак, Сирия, Алжир и другие арабские страны - торговые партнеры, попали в списки изгоев мирового сообщества. А российское руководство, фактически потеряв независимость во внешнеполитических действиях, не могло противоречить западным странам. Попытки возобновления старых связей были предприняты Россией в конце девяностых на волне ухудшения отношений с США, но в начале нового тысячелетия можно было констатировать очень ограниченный успех в этом направлении [5].

Однако, в последние годы ситуация изменилась. На фоне неприятия «демократизации» по-американски Россия вновь готова стать альтернативным союзником для многих стран третьего мира. Поэтому повышение интереса к странам ислама можно было спрогнозировать. Удивительным остается резкий скачок количества жителей мегаполиса, посетивших музейные экспозиции, определенного (исламского) направления.

Вывод

Таким образом, резкое повышение интереса и целенаправленное посещение музейных экспозиций с целью лучше узнать мусульманскую культуру, носителей которой становится все больше на улицах русских городов, связано с глобальными изменениями в мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

  1. Булгаков А.Б. Внедрение компьютерных технологий в массовую культуру: победа мирового искусства или поражение? // IX Ежегодная международнаяконференция «Горизонты культуры: от массовой доэлитарной». СПб. - 2007. - С.58-62.
  2. Булатов А.О. Российское государство и «внутренние» мигранты-мусульмане: тенденции взаимодействия и стратегии адаптации // Вестник Евразии.-№3.-2007.-С.68-77.
  3. Льюис Бернард. Что не так? Путь Запада иБлижнего Востока: прогресс и традиционализм. М.,Олимп-Бизнес. - 2003. - 223с.
  4. Родригес А.М. Новейшая история стран Азиии Африки. XX век. В 3 частях. М.:Владос. - 2001.- 368с.
  5. Силантьев Р.А. Ислам и политика в России 2005года // Вестник Евразии. - №3. - 2007. - С.43-57.
  6. Фурсов К.А Глобализация и мировой исламизм// Социальные и гуманитарные науки. Отечественнаяи зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение иафриканистика. Реферативный журнал. - №2. - 2007.-С.53-63.
  7. Sadic A.-A., Islam D. terrorism and the West today //Welt des Islams.-Leiden. -2004.-Vol.44. -№ 1.-P.114-128.