На современном этапе общественного развития возникает необходимость нетривиального подхода к образованию, осмыслению его в онтологических, культурно-исторических и антропологических измерениях. Образование тесно связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический способ преобразования природных задатков и возможностей. Выступая как процесс передачи накапливаемых поколениями знаний и культурных ценностей, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Культура выступает как способ бытия человека, а образование, в свою очередь, как способ бытия культуры и истории. Культурой осуществляется, производство, моделирование, трансформация основополагающего фундамента ценностей и образования человека, как во всеобщем его развитии, так и индивидуально. Культивируемое образование может выступать как некий качественный идеал определенной исторической эпохе и онтогенезе определенной группы.
При натуралистическом понимании ценностей вообще образовательный идеал может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно наличие образовательных идеалов, соотносится с нормами, что приводит к их отсутствию вообще. Существует образовательные идеалы, воплощающие в себе различные ценности и потребности: наличие образовательных учреждений, которые реализуют образовательные программы, развивающие природные задатки и возможности. Наряду с этим на практике универсальный образовательный идеал может индивидуализироваться (на уровне группы относительно общества) и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный образовательный идеал (в узком смысле возможен, как определенная модель воспитания, выбор учебного заведения (данный аспект рассматривается на микроуровне: личности). В этом случае происходит выбор лучшего из того, что известно, или принимается стандарт, как правило, касающийся личных качеств или способностей. В данном случае образовательный идеал утрачивает свою универсальность трансформируется в идол и отсюда вытекающее вышеупомянутое утверждение о многообразии образовательных идеалов не соответствующих своему значению. В - третьих, как имманентные социальной и индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающая перед человеком более обширные перспективы.
При идеалистическом понимании ценностей образовательного идеала можно рассматривать как существующего трансцендентно к реальности и отдельным индивидом непосредственно, априорно. Как форма нравственного сознания образовательный идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное положительное содержание поступков, а также императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение.
В любом случае можно соотнести понятия «социальные заказ» и «образовательный идеал», в которых прослеживается определенная зависимость. В социокультурном пространстве проектируется социальный заказ на образовательный идеал, который должен выражать требования общества к объему, характеру и уровню профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения личностью тех или иных социальных и профессиональных ролей. Возникает несогласование в востребованности как образовательного идеала, так и социального заказа, формируемого отдельной группой для общества в целом (отдельные моменты рассмотрены в натуралистическом понимании ценностей образовательного идеала).