«...На нас, живущих в такое время, когда есть ещё люди, знающие старинные песни, лежит обязанность записать их и употребить все силы, чтобы в правильном виде сохранить их» - слова, написанные Е. Линёвой ещё в 1904 г. для нас, живущих в XXI в., становятся всё более актуальными. Революционные события 1917 г. коренным образом изменили вековой уклад жизни людей. Новые социально-экономические условия жизни, научно-техническая революция, заменив творчество народных исполнителей техническими сопровождением праздников (магнитофоны и т.д.) привели к исчезновению семейных ансамблей и групп деревенских исполнителей, которые по своему желанию или по приглашению участвовали в исполнении различных обрядов. Идеология того времени выхолостила из календарных праздников, семейно-бытовых обрядов их магическую, религиозную сущность. Обряды трансформировались в развлекательно-игровое действо и стали принадлежностью детского фольклора.
Эти причины являются объективными факторами появления нетрадиционной формы коллективного детского творчества - детских ансамблей народной песни. Сохранив традиционную структуру ансамбля - относительно устойчивый коллектив исполнителей однородного или смешанного типа, частично изменились функциональные характеристики. Впервые детей стали обучать музыкальному фольклору, сохранив бытовавшую форму преподавания путём пассивного восприятия, накопления вокально-слухового багажа, подбора и подражания.
Основой деятельности детских ансамблей народной песни стал музыкальный фольклор. Обращаясь к нему, необходимо осмыслить, какие функции он выполняет в жизни общества и каждого человека. Следует, на наш взгляд отметить, что он несет в себе мировоззрение, добро, красоту, позволяет сохранить и передать информацию, способствует общению и творческому развитию личности, значит, ее основные функции следующие: философская (мировоззренческая), этическая (нравственная), воспитательная, эстетическая (чувственно-выразительная) гедонистическая, информационно-коммуникативная, развивающая. Многогранность «ролей» музыки и музыкального фольклора определила сверхфункцию - преобразующую, воспитательную, обогащающую духовный мир человека, в которой все же доминирует эстетически-ценностная сторона, включающая и опосредующая все другие функции (Г.Г. Коломиец). следовательно, музыкальный фольклор - одно из средств эстетического воспитания личности.
Эстетическое воспитание изначально на Руси было естественным, поскольку являлось неотъемлемой частью жизни, органически связано с языческим и христианским мировоззрением и их синтезом. Его история насчитывает многие тысячелетия. Корни эстетического воспитания, несомненно, находятся в фольклоре, в том числе, и в музыкальном.
В свете вышесказанного становится понятным, что детские ансамбли народной песни выполняют функции сохранения и развития национальной культуры и являются одним из средств воспитания человека, преобразующего духовный и материальный мир.