Музыкальный фольклор - основа всей музыкальной культуры и музыкального искусства, представляет собой комплекс проявлений народного творчества в вокальном (преимущественно вокально-поэтическом, то есть песенном), инструментальном, вокально-инструментальном, музыкально - хореографическом жанрах. Динамика его развития заключается в противоречии константности традиции и непрерывном обновлении, определившем такие имманентные характеристики как импровизационность, вариантность, способность к перекодировке, обусловившие высокую степень адаптации музыкального фольклора к постоянно меняющимся жизненным условиям. Коды (формулы) - элементы музыкального фольклора, приобретшие свойство знаков, при помощи которых моделируется коммуникация между людьми или социальными группами внутри социума, с одной стороны, и между ними и природным окружением с другой. При её изменении происходит перекодировка информации, содержащейся в произведениях музыкального фольклора.
При смене механизма коммуникации и направленности культуры на письменность важным становится процесс адаптации произведений музыкального фольклора к современной социокультурной среде. Одной из форм этой адаптации следует назвать сценическое воплощение музыкального фольклора. Для нас существенно выведение такого нового понятия как сценические формы фольклора. Фольклор по своей сути явление не сценическое, а в большей степени практическое, бытовое, утилитарное. Именно в результате разрушения механизмов его бытования и передачи возникает потребность к вынесению отдельных жанров на сцену. И здесь очень важными являются ответы на вопросы: что выносить и как это делать.
Самыми органичными компонентами сценического фольклора являются народный театр и народные скоморошьи представления, поскольку изначально предполагают наличие профессионалов - исполнителей и непрофессионалов - зрителей, с разной степенью включённости последних в представление.
Более сложным моментом становится трансформация музыкальных жанров в рамках сценического зрелища. Мы считаем важным выделить два пласта музыкального фольклора, подвергающихся наибольшим метаморфозам в процессе адаптации к сценическим условиям. Первый пласт - это обрядовый земледельческий фольклор. На сегодняшний момент прошёл большой исторический путь, в результате которого всё более трансформировался из содержания в форму (процесс асемантизации фольклора), благодаря чему органично переносится на сцену. По половозрастному признаку разделялся на следующие группы:
- дети - исполняли колядки, обряды встречи весны и обходов дворов на Егория;
- молодёжь - зимние игрища, обрядовые хороводы (в дальнейшем и необрядовые), весенние обряды, Красная горка;
- девушки - зелёные святки (троичная обрядовость);
- женатая молодёжь и старшее поколение - посевные обряды, вьюнишные обходы, Масленица, Купала и т.д.
Но с течением времени стала утрачиваться магия принадлежности конкретного праздника определённой половозрастной группе. Поэтому возможно передача обряда из одной, как правило, более старшей группы, в другую - младшую. Такое явление получило название «детский фольклор, перешедший из взрослого». Т.е. происходит перекодировка информации музыкальной фольклорной традиции между людьми и природным окружением (утрата религиозно-магического смысла, перенос в игровые формы).
Второй пласт: обрядовый семейный фольклор, сопровождающий основные моменты жизни человека от рождения до смерти. Наиболее яркий обряд здесь - традиционная крестьянская свадьба, состоящая, в свою очередь, из ряда ритуалов: сватанье, рукобитье, сговор, девичник и т.д. При постановке свадьбы на сцене учитываются следующие моменты:
- тип свадьбы;
- функциональность ритуала в данном тире свадьбы;
- содержание обряда;
- соответствие содержания возрастному критерию участников коллектива.
В современных условиях многие ритуалы свадебного обряда теряют своё функциональное назначение, синтезируются с другими подобными. Всё это так же связано с процессом ускорения информационных связей социума, и, в связи с этим, с перекодировкой музыкального фольклора, обеспечивающей модель коммуникации между группами (один род и другой) внутри социума.
Следовательно, мы считаем возможным не просто возрождение музыкального фольклора как процесс его воссоздания в архаичных формах, но и, прежде всего, адаптацию к современной социокультурной среде на основе способности к перекодировке.