В настоящее время в различных областях медико-биологических наук нашли применение различные виды транскраниальной электростимуляции (ТКЭС), механизм действия которой заключается в стимуляции лимбической системы мозга с высвобождением опиоидных пептидов, являющихся природными биостимуляторами многих физиологических функций, в том числе и пищеварения.
Транскраниальная электростимуляция широко применяется в медицинской практике для электроанестезии, лечения инфаркта миокарда, нормализации гемодинамики у больных с лабильной артериальной гипертензией, коррекции иммунной системы, при психических и физических перегрузках.
В ветеринарной медицине метод ТКЭС также не остается без внимания. Имеются работы по его использованию для регуляции половой функции у свиноматок, повышения резистентности организма у молодняка крупного рогатого скота, лечения коров, больных острым катаральным эндометритом, кастрации козликов, лечению телят, больных диспепсией, в хирургической практике. В то же время в литературе встречаются лишь единичные работы, посвященные изучению влияния ТКЭС на функцию пищеварения и использования ее для лечения заболеваний желудка и кишечника у человека. Что касается влияния ТКЭС на систему пищеварения у животных, в частности секреторную и моторную функцию желудка, то таких сведений в доступной нам литературе мы не обнаружили.
Принимая во внимание актуальность и научно-практическую значимость указанной проблемы, целью нашей работы являлось изучение влияния транскраниальной электростимуляции на функциональную активность и морфологические параметры желудка свиней.
Объектом исследований служили клинически здоровые и хорошо развитые свиньи крупной белой породы в возрасте 5 месяцев, а также собаки разных пород, перенесшие гастротомию и желудочно-кишечные заболевания различной этиологии.
Экспериментальная часть работы состояла из 5 серий опытов.
Первая серия опытов была посвящена изучению влияния ТКЭС на общее состояние свиней. Проведение ТКЭС у свиней проводили с использованием прибора "Трансаир-2", при этом применялся следующий режим: на электроды с гидрофильными прокладками, закрепленными на области лобной и затылочной костей, сначала подавался постоянный ток, плавно нарастающий в течение 2 мин от 0 до 6,5 мА. Затем на электроды в той же полярности подавались прямоугольные импульсы с частотой 70-80 Гц и длительностью 3-4 мс, амплитуду которых медленно увеличивали в течение 2 мин до 3 мА, что в соотношении с постоянным током составляло 2:1. Продолжительность одного сеанса электростимуляции составляла 30 мин.
Во время ТКЭС, а также до и после нее регистрировали поведенческие реакции с использованием этограмм, составленных согласно методическим указаниям, разработанным НИИ генетики и разведения сельскохозяйственных животных (Ленинград, 1974).
Во время этой серии опытов также были изучены морфологические и биохимические показатели крови.
Во второй серии опытов изучали секреторную функцию желудка у свиней после воздействия ТКЭС. Для этого у подопытных животных было проведено фистулирование желудков. Операцию по фистулированию проводили по А.А. Алиеву (1974, 1998).
Вставленные в желудки подопытных свиней фистулы позволяли получать и исследовать желудочное содержимое, в котором определяли: рН, общую кислотность, свободную и связанную соляную кислоту методом титрования по Тепферу; активность пепсина по методу В.Н. Туголукова. Определение в желудочном содержимом рН, общей кислотности, содержание свободной и связанной кислоты, а также активности пепсина проводили до ТКЭС, через 1, 2, 3, и 6 часов после нее. Перед началом эксперимента животных обеих групп кормили.
В третьей серии опытов исследовали влияние ТКЭС на секреторный аппарат слизистой оболочки различных отделов желудка свиней. С этой целью через 60 минут после электростимуляции осуществляли убой животных, извлекали желудок и отбирали участки стенки органа для гистологических исследований.
В четвертой серии опытов изучали моторику желудка с использованием одноканальной баллонной гастрографии. Для этого через фистулу в полость желудка подопытным животным вводили воспринимающий баллончик от регистрирующего устройства и там его фиксировали. Сократительную функцию желудка у подопытных животных оценивали по амплитуде, продолжительности, частоте и ритму сокращений, продолжительности пауз, а также по контракционному индексу.
В пятой серии опытов проводили апробацию разработанного нами способа восстановления функциональной активности желудка у собак перенесших гастротомию и желудочно-кишечные заболевания различной этиологии.
Результаты секреторной активности желудка у свиней показали, что до кормления реакция желудочного содержимого у животных опытной и контрольной групп была практически одинаковой и составляла соответственно 4,1±0,1 и 3,8±0,2 рН. В первый час после кормления у свиней обеих групп отмечалось увеличение реакции до 3,0±0,2 рН в опытной группе и 3,9±0,2 рН в контрольной. Через два часа после кормления данный показатель у свиней опытной группы составлял 2,9±0,1 рН, а у животных контрольной - 3,5±0,2 рН. На третий и шестой час после кормления реакция желудочного содержимого у свиней опытной и контрольной группы увеличивалась и находилась практически на одинаковом уровне.
Общая кислотность у свиней, подвергавшихся ТКЭС, составляла 36,2±0,9 ед. титра. В последующие интервалы исследований количество общей кислотности повышалось, и находилось в пределах 45,4±0,7 - 57,2±1,0 ед. титра. Однако через шесть часов показатели незначительно снижались - 46,1±1,2 ед. титра.
Содержание свободной соляной кислоты до кормления у опытных и контрольных животных было практически на одинаковом уровне (25,4±0,8 - 25,8±1,0 ед. титра). Через час эти показатели возросли и составляли 30,1±0,9 ед. титра (опытная) и 27,2±1,1 ед. титра (контрольная). Максимальный подъем содержания свободной соляной кислоты наблюдался через три часа после кормления и соответственно составлял 39,5±0,7 ед. титра и 36,2±0,6 ед. титра.
Содержание связанной соляной кислоты в первый час после кормления было выше у свиней, подвергавшихся воздействию электростимуляции и составляло 15,2±0,2 ед. титра, а в контроле - 13,8±0,2 ед. титра. На второй, третий и шестой час после кормления показатели содержания связанной соляной кислоты у животных обеих групп были незначительно выше, чем до кормления и соответственно составляли - 17,4±0,2, 21,2±0,3, 16,6±0,4 ед. титра (опытная) и 15,1±0,3, 18,4±0,2, 14,5±0,4 ед. титра (контрольная).
После ТКЭС ферментативная активность пепсина в желудочном содержимом, так же, как и вышеперечисленные показатели, изменялись в различных интервалах. До кормления животных активность пепсина у опытной группы составляла 174,3±9,7 мг%, а у контрольной - 175,2±11,3 мг%. Через час после кормления она повышалась и у животных опытной группы составляла - 181,5±8,8 мг% и контрольной - 177,1±10,5 мг%. Пик ферментативной активности пепсина в желудочном содержимом как у опытных (199,9±10,8 мг%), так и контрольных (180,5±15,5 мг%) животных регистрировался через три часа после кормления.
Анализ гистологических препаратов полученных из тканей различных отделов желудка свиней показал, что существенных изменений в морфологической структуре слизистой оболочки желудка животных после ТКЭС не происходило за исключением пилорического отдела, где в отличие от кардиального и фундального отделов, были обнаружены более выраженные изменения по сравнению с контрольными животными. Так, у свиней, подвергшихся ТКЭС, простые трубчатые железы имели широкие выводные протоки, заполненные секретом. Цилиндрические железистые клетки содержали значительное количество гранул секрета, что указывало на их функциональную активность.
В следующем эксперименте мы исследовали моторику желудка у свиней в период ТКЭС и после введения прозерина. В ходе проведения эксперимента установили, что динамика показателей, отражающих сократительную активность желудка у свиней, после электростимуляции была аналогичной динамике показателей, отражающих сократительную активность желудка у свиней после кормления животных. То есть, происходило постепенное нарастание моторики желудка с максимальным увеличением через 3 часа после воздействия ТКЭС и последующим снижением через 6 часов. Однако величина изучаемых показателей после ТКЭС была достоверно выше, чем после приема корма и значительно превышала фоновые показатели. Так, если до электростимуляции амплитуда сокращений составляла - 16,0±1,2 мм рт. ст., продолжительность - 18,2±1,2 мин, частота - 1,5±0,2, контракционный индекс - 291,2±9,4, то через 15 мин после ТКЭС данные показатели заметно возросли. На гастрограммах сокращения желудка отражались уже более высокими и ритмичными волнами, которые выражались равномерным подъемом и спуском: амплитуда составила 17,0±1,1 мм рт. ст., продолжительность сокращений - 20,6±2,3 мин, частота сокращений - 2,2±0,4, контракционный индекс - 350,2±11,7.
Через 1 час после ТКЭС моторика желудка продолжала усиливаться. Волны гастрограмм у стимулированных животных становились более выраженными и продолжительными по сравнению с фоновыми: амплитуда сокращений равнялась 17,0±1,7 мм рт. ст., продолжительность сокращений - 22,3±1,8 мин, частота - 2,9±0,4, контракционный индекс - 379,1±10,4.
Через 3 часа после электростимуляции у свиней наблюдался самый высокий пик моторики желудка. При этом на гастрограммах хорошо были видны ритмичные продолжительные волны с менее заметными границами пауз. Амплитуда сокращений составляла 18,0±2,0 мм рт. ст., продолжительность сокращений - 23,8±2,0 мин, частота сокращений - 3,8±0,7, контракционный индекс - 428,4±12,5.
Через 6 часов после воздействия ТКЭС сократительная функция желудка уменьшилась: амплитуда сокращений равнялась 17,0±1,6 мм рт. ст., продолжительность сокращений в 1 мин - 21,2±2,0, частота сокращений - 2,4±0,2, контракционный индекс - 360,4±10,3.
При сравнении динамики моторики желудка у свиней после ТКЭС и введения прозерина нами были выявлены существенные отличия. После воздействия прозерина ответ гладкой мускулатуры был более быстрым и выраженным, чем после воздействия ТКЭС. Так, через 15 мин после введения прозерина амплитуда, продолжительность, частота сокращений и контракционный индекс увеличились на 10-30% по сравнению с таковыми показателями, полученными после ТКЭС.
Таким образом, ТКЭС, в отличие от прозерина, оказывает на гладкую мускулатуру желудка постепенное и более "мягкое" воздействие. Это вполне объяснимо - ТКЭС действует на желудок через посредство активизации опиоидных систем, то есть собственных регулирующих систем организма, а прозерин воздействует непосредственно на гладкую мускулатуру желудка. Поэтому во втором случае ответная реакция желудка кратковременная и более выраженная.
Результаты проведенных нами исследований позволили разработать способ восстановления функциональной активности желудка у животных с применением ТКЭС, который прошел апробацию и применяется с целью коррекции деятельности желудка у собак после перенесенных желудочно-кишечных заболеваний и гастротомии.
Принцип способа заключается в том, что животным, перенесшим желудочно-кишечные заболевания и после операции на желудке с целью реабилитационной терапии, назначают курс ТКЭС, состоящий из трех сеансов с интервалом 24 часа. Продолжительность каждого сеанса - 30 минут.
Предложенный способ был апробирован в частных и государственных клиниках г. Курска. Эффективность способа оценивали по поведенческим реакциям и клиническим показателям у подопытных животных.
Наблюдения показали, что после 2-3 сеансов ТКЭС у собак улучшалось общее состояние, они становились более активными, у них повышался аппетит, их на 7-10 дней раньше переводили с щадящей диеты на общую по сравнению с животными, не подвергавшихся воздействию ТКЭС.
Таким образом, полученные нами результаты указывают на то, что ТКЭС можно использовать в практике ветеринарной медицины с целью коррекции функциональной активности желудка у животных после гастротомии и перенесенных желудочно-кишечных заболеваний различной этиологии.
Работа представлена II научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития сельскохозяйственных технологий», 3-10 октября 2004г. о.Крит (Греция)