На сегодняшний день большой интерес вызывает проблема включенного, интегрированного обучения детей с тяжелой степенью умственной отсталости и их адаптации в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида. До недавнего времени считалось, что дети - имбецилы не поддаются обучению. Однако в ряде зарубежных стан в течение нескольких лет успешно проводится работа по обучению и воспитанию этой категории детей. Они способны овладеть определенными знаниями, умениями, навыками в объеме специально разработанной программы с учетом их возможностей.
Данное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида №5 города Красноярска.
Целью нашей работы - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей с тяжелой степенью умственной отсталости с использованием элементов системы М. Монтессори.
Предмет исследования - процесс разработки и создание методических рекомендаций по формированию элементарных математических представлений у детей с тяжелым нарушением интеллекта.
Объектом - познавательная деятельность детей с тяжелой степенью умственной отсталости.
Для этого были подобраны специальные методики, которые предоставили бы нам реальную картину уровня сформированности количественных, временных, прострвнственных, геометрических представлений и представлений о величине.
Методики были специально адаптированны для данной категории испытуемых.
В ходе проведенного исследования было выявленно, что дети понимают обращенную к ним речь, нуждаются в помощи взрослого так ка самостоятельно выполнить задание они не могут.
Наибольшие сложности возникли у жетей при сравнении групп множеств на основе счетных операций с использованием наглядного материала. Дети не понимали что от них хотел экспериментатор. Учащиеся соверщенно не вледеют временными представлениями. Дети не могут словесно определить части суток (утро, день, вечер, ночь), показать картинки с изображением частей суток и определить их последовательность. Однако владеют такими понятиями как завтрак, обед, ужин. Не имеют представления о днях недели, их последовательности. Что касается времен года, то испытуемые хорошо знают и могут показать на катринном материале только контрастные времена года (зима, лето). Учащиеся с тяжелой степенью умственной отсталости с трудом овладевают простренственными представлениями. Не ориентируются в схеме собственного тела, в двухмерном пространстве (на листе бумаге), не понимают направления сторон в различных плоскостях.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что у данной категории детей элементарные математические представления формируются тяжело. Работа в этом направлении требует от педагога больших усилий, терпения и т.п Формирование элементарных математических представлений является одним из составляющих познавательного развития ребенка, что способствует его дальнейшей социализации в обществе.
Работа представлена на V научную конференцию «Успехи современного естествознания», 27-29 сентября 2004 г., РФ ОК «Дагомыс», г. Сочи