Модернизация содержания образования и обеспечение его конкурентоспособности, поиск «своего» абитуриента и высокий специфический уровень его подготовки диктует необходимость внедрения новых приоритетных направлений на подготовительной (довузовской) ступени профессионального образования. Данная государственная политика открывает новые возможности взаимодействия средних образовательных учреждений (СОУ) с вузами, способствует совершенствованию и развитию непрерывности и преемственности школьного и вузовского образовательного пространства. Такой подход осуществляется через факультеты довузовского образования, являющиеся структурными подразделениями университетов и представляющими собой модель целенаправленного отбора и подготовки абитуриентов к будущей профессии.
Факультет довузовского образования Ростовского государственного медицинского университета был создан в 2001 году и объединил в своей структуре подготовительные курсы (ПК) университета и медицинского колледжа (так же являющегося структурой Рост ГМУ) по различным формам обучения и медицинский колледж (на функциональной основе). Целями работы факультета являются: диагностика знаний обучающихся, обновление и коррекция имеющихся знаний, оказание слушателям дифференцированной помощи, социализация и адаптация к вузовской системе обучения, психологическое сопровождение, активная и осознанная профессиональная ориентация. Факультет осуществляет подготовку по следующим формам обучения: очно-заочной (вечерней), очной (воскресной) и заочной. Преподавание ведется в соответствии с программой для поступающих в средние и высшие профессиональные учреждения. В начале года проводится диагностика исходного уровня знаний слушателей, затем текущий модульный предметный контроль и определение итогового уровня знаний. Учебный процесс строится из чтения лекций и проведения индивидуальных консультаций. В качестве методического обеспечения учебного процесса используются методические разработки и контрольные измерительные материалы, изданные профильными кафедрами, прикрепленными к факультету. Основным объективным показателем, позволяющим проанализировать и оценить эффективность обучения на ПК, является количество абитуриентов, прошедших обучение на ФДО, и поступивших в вуз. Процент поступления в вуз составляет 78-82%. Учитывая то, что при зачислении на ПК конкурсный отбор не проводится, данные поступления свидетельствуют, по нашему мнению, о высоком качестве преподавания на подготовительных курсах.
Субъективным показателем эффективности обучения являются данные анализа результатов анкетирования ежегодно проводимого на факультете. Данные представлены в таблице.
Таблица 1. Анализ результатов анкетирования ежегодно проводимого на факультете
№ пп |
Критерий оценки |
Уровень оценки |
||
да |
Не в полной мере |
нет |
||
1. |
Оправдались ли надежды на получение знаний, необходимых для успешной сдачи вступительных экзаменов? |
24% |
74% |
2% |
2. |
Уровень проведения занятий на ПК? |
Высокий 20% |
Средний 80% |
Низкий -------- |
3. |
Помогли ли занятия на ПК повысить успеваемость по месту учебы и способствовали ли они успешной сдаче тестов по ЕГЭ? |
42% |
48% |
10% |
4. |
Если бы у Вас была возможность выбирать форму подготовки к вступительным экзаменам, выбрали бы Вы снова занятия на ПК?
|
92% |
|
8% |
5. |
Считаете ли Вы, что учеба на ПК дала Вам возможность адаптироваться к условиям учебы в нашем Вузе? |
68% |
28% |
11% |
Особое внимание на факультете уделяется ранней и осознанной профессиональной ориентации. Основными аспектами работы по данному направлению являются: организационная работа, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
В рамках профессиональной ориентации факультет активно сотрудничает с учреждениями среднего общеобразовательного и среднего профессионального образования, УПК, клубом « Юный медик» Донской академии наук юных исследователей, проводятся « Дни открытых дверей», « Дни знакомства с колледжем» , экскурсии по университету, посещение клиник, учебных кафедр, музеев кафедр нормальной анатомии и судебной медицины. Сотрудники и студенты университета принимают участие в «Ярмарках рабочих мест», проводимых районными и городскими Центрами занятости Ростовской области и ЮФО.
Формированию у молодежи высоких нравственных и морально-этических качеств способствует воспитательная работа, проводимая деканатом факультета совместно с Советом студенческого самоуправления. Большое воспитательное воздействие оказывают на слушателей встречи с интересными людьми: профессорско-преподавательским составом университета, ветеранами войны и труда.
Особенностью работы ФДО является психолого-педагогическое сопровождение, способствующее формированию особенностей естественно-научного мышления, повышению мотивации к обучению, психологической адаптации слушателей подготовительных курсов к вузовской системе обучения. Одним из элементов психолого-педагогического сопровождения является двухэтапное анкетирование каждого набора слушателей, которое позволяет определить ценностные ориентации абитуриентов в связи с выбранной профессией. Анализ анкетирования, проведенного в 2001-2002 и 2002-2003 учебных годах помог составить социально-психологический портрет «идеального врача ХХ1 века» в представлении двухсот слушателей ФДО. Главными качествами врача слушатели считают: «доброе отношение к людям» (60% в 2001-2002г., 53% в 2002-2003 г.), «бескорыстие и искренность» (38% в 2001-2002г., -30% в 2002-2003г.), «сочувствие и сострадание»- (18% в 2001-2002г. , 37% в2002-2003г.). В профессии врача респондентов привлекает гуманная цель- «сохранение здоровья нации»- (50% в 2001-2002г., 60% в 2002-2003г) и лишь 4% ответивших ставят на первое место «материальную выгоду».
Традиционным стало участие обучающихся на ФДО в научной жизни университета. Слушатели выступают на Итоговых научно-практических конференциях студентов и молодых ученых с докладами, высоко оцениваемыми жюри.
Авторам представляется, что такая разноплановая и многокомпонентная система обучения, реализуемая в рамках ФДО, полностью соответствует требованиям политики модернизации образования и является первой ступенью к профессиональному образованию.
Работа представлена на V научную конференцию «Успехи современного естествознания», 27-29 сентября 2004 г., РФ ОК «Дагомыс», г. Сочи