Одна из важнейших проблем современности - проблема изучения и использования культурного наследия. Любое традиционное зодчество отличается самобытностью своеобразием, несет в себе специфические черты, не имеющие аналогов в мировой практике. В процессе его развития вырабатывались устойчивые принципы архитектурного формообразования жилища и других построек, пространственной и структурно-планировочной организации поселений их связь с местным ландшафтом и его умелое освоение и использование.
В конце 80-х годов 20 столетия союз архитекторов бывшего СССР еще ставил перед собой вопросы архитектуры села, определял творческие задачи архитекторов, поднимал вопрос об использовании традиций народного зодчества с учетом региональных особенностей, подчеркивая, что в основе традиции отобраны наиболее удобные и экономичные архитектурные и градостроительные формы. Сейчас вопросы развития села поднимаются крайне редко, архитектурно-градостроительный процесс на селе, как правило, не кем не контролируется и имеет стихийный характер, а современное общество стоит перед угрозой разрушения последних памятников архитектуры народного зодчества и утратой историко-культурных традиций в архитектурно-пространственной организации среды сельских поселений. На сегодняшний день остается все еще актуальным проведение специальных исследований по определению исторических особенностей формирования и архитектурно-пространственного облика сельских поселений различных регионов России, в том числе и ее северных окраин. Использование этих знаний при подготовке будущих специалистов архитекторов и дизайнеров архитектурной среды.
Рассмотрим степень изученности проблемы в целом. Памятникам народного деревянного зодчества Севера посвящены работы исследователей истории архитектуры А. Н. Бенуа, Р. М. Габе, И. Э. Грабаря, И. И. Горностаева, М. Б. Едемского, Е. И. Забелина, С. Я. Забелло, М. Б. Красовского Г. К. Лукомского. Методологические научные критерии оценки всех элементов пространственно-планировочной структуры поселения отрабатывались в разное время исследователями Е. В. Михайловским, О. А. Пруцином , К. Павловским, М. Витвицким, М. Коевой, В. Фродль, Л. Н. Вольской. Вопросы планировочной организации северорусских селений изучались географами и этнографами: Е. Э. Бромквист, И. В. Власовой, М. В. Витовым, Г. Г. Громовым и др. О градостроительной ценности памятников народного зодчества, методике охраны и реставрации писали: К. Н. Афанасьев, Е. А. Ащепков, В. А. Лавров, А. В. Ополовников, А. С. Щенков и др. Изучение экологических основ природопользования, экологии человека и экологии культуры рассматривается в работах Л. Н. Гумилева, Н. Ф. Реймерса, В. П. Казначеева, О. Н. Яницкого, Р. К. Баландина, Л. Г. Бондарева, В. А. Анучина, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, и др, Проблемам сохранения и использования историко-культурного ландшафта посвящены работы Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой, В. А. Лаврова, К. Ф. Князева, Д. С. Лихачева, Е. А. Ахмедовой и др.
В 20-м веке на стыке двух наук культурологи и географии появилась новая дисциплина - культурная география. В ее задачи входило выявление связей между элементами культуры, между культурой и природой, между культурой и другими сферами жизнедеятельности в географическом пространстве. Это помогло в новом ракурсе увидеть и осмыслить ход истории в пространственно-временном отношении. В настоящее время появляются новые направления: семантика географического пространства, сакральная и эстетическая география. Вводится новое понятие «культурный ландшафт», как «целостная и территориально локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного действия природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и рутинной жизнеобеспечивающей деятельности людей». В качестве нового объекта изучения, сохранения как памятника природы, культуры, истории, выступает структура территории, как историко-культурная целостность.
Таким образом, на сегодняшний день становится актуальным обобщение и изучение имеющегося опыта, а также продолжение исследований по определению исторических особенностей формирования и архитектурно-пространственного облика сельских поселений различных регионов и использование этих знаний будущими специалистами на местах.