Динамичные перемены, происходящие в жизни людей, общества, государства, ход научно-технического прогресса меняют представления о существе образовательной практики, которая все больше ориентируется на переход к концепции «многократного» образования человека на протяжении всей его активной жизни. Именно поэтому вопросы формирования познавательного потенциала, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.
Технические вузы столкнулись с проблемой несоответствия социальных ожиданий от профессиональной подготовки специалистов техносферы с их реальным уровнем личностно-профессиональной зрелости, сформированности познавательного потенциала.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что, несмотря на широкие возможности системы высшего технического образования в подготовке квалифицированных специалистов, продолжает оставаться актуальным поиск научно обоснованных путей продуктивного формирования познавательного потенциала студентов, так как эта проблема в рамках данного типа образовательных учреждений решается недостаточно эффективно. В связи с этим очевидна необходимость и своевременность поиска новых способов и средств решения указанной проблемы.
Обществу требуются выпускники, обладающие высоким уровнем познавательного потенциала, профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать ответственные решения, творчески подходить к любому делу, умеющие доводить его до конца, умеющие постоянно учиться, оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
При исследовании вопроса о формировании познавательного потенциала студента технического вуза целесообразно опираться на положение о том, что образование должно целостно развивать личность будущего специалиста, а не только его познавательную сферу.
В период поступления в вуз, в период освоения профессии в психологии человека происходят существенные изменения. Знание основных закономерностей этих процессов является основой для деятельности по созданию условий для формирования познавательного потенциала будущего специалиста. Поэтому необходимо начать с составления психолого-педагогической характеристики студента. При этом системообразующим компонентом будет педагогический, так как рассматриваются условия и степень влияния процессов профессионального обучения на личностный рост студента, на формирование и развитие его познавательного потенциала.
Формирование познавательного потенциала студентов технических вузов невозможно без профессионального саморазвития, которое можно рассматривать как результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной средой, в ходе которого реализуется потребность выработать у себя такие личностные качества, которые способны обеспечить успех в профессиональной деятельности, повысить социальный статус и конкурентоспособность на рынке труда, что является неотъемлемым компонентом формирования профессиональной компетенции.
В основе непрерывного самообразования лежит процесс сомообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирования самостоятельности как профессионально значимого качества личности.
Одним из основных условий профессионального становления специалиста является осознание студентом своих потенциальных возможностей и формирование на этой основе готовности к овладению системой действий, обеспечивающих постановку профессионально значимых целей и конструирования алгоритма решения возникающих проблем. А это в итоге приводит к успешной профессиональной самореализации.
Развитая познавательная активность является неотъемлемым условием при формировании познавательного потенциала. Она обеспечивает доминирование активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности студента и творческий характер учебно-познавательной деятельности. Здесь необходимо, чтобы усилия преподавателя и обучаемого были направлены на развитие внутренних мотивов познавательной деятельности, которые активизируют умственные способности, обеспечивают нацеленность участников процесса обучения на творчество.
Развитие творческих возможностей является одной из составляющих процесса формирования познавательного потенциала студента технического вуза. Творческая деятельность не только свободна по выбору, внутренне мотивирована, но и предполагает осознание студентом цели и подчинение этой цели других своих интересов.
Необходимым условием эффективной работы по формированию познавательного потенциала студента технического вуза является организация учебно-познавательной деятельности с целью формирования и развития мышления и познавательных умений.
Сущностной характеристикой познавательного потенциала является активность субъекта, проявляющаяся в потребностях, мотивах учения, в развитом познавательном интересе, в самосознании личности, ее способности к целеполаганию, в свободе выбора цели деятельности, способов и средств ее реализации. В содержании понятия «познавательный потенциал» доминирующими являются как субъективные, так и деятельностные аспекты. В объеме понятия важно учитывать степень автономности субъекта и уровень осуществления им деятельности.
Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 20-27 ноября 2004г. Шарм-эль-Шейх (Египет)