Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Необходимость взаимосвязи общего и профессионального образования в условиях непрерывного образования в связи с подготовкой учащихся к более сложным условиям производства является сейчас острой проблемой.

В условиях научно-технического прогресса углубляется интеграция между наукой, производством и образовательными учреждениями. Сейчас современному специалисту нужны теоретические, научно- практические знания не только об отдельных операциях, но и о производственном процессе в целом. Все чаще перед специалистом возникают задачи, требующие системного подхода и комплексного применения, различных теоретических и практических знаний. Таковы в частности экономические и экологические проблемы производства, проблемы внедрения новых технологий. Овладение производством и техникой , совершенствование умений и навыков опирается на интеграцию знаний разных предметов, на широкий технический кругозор, на сочетание различных видов деятельности и все в большей мере требует от будущих специалистов целостных мировоззренческих представлений, опирающихся на общечеловеческие ценности. Развертывание ингративных процессов в сфере производства создает предпосылки для развития нового вида профессионального труда, чьим важнейшим выражением вступает полипрофессионализм для утверждения " интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии"[1]. Возникает новый," социально - политехнический" тип профессий, как менеджер, синтезирующий в себе лучшие черты различных профессий , высокий образовательный и культурный уровень специалиста нового типа.

В этих условиях важно обеспечить качественно иной, интегративный уровень взаимопроникновения и взаимообогащения общего, профессионального, средне- специального и высшего образования как целостного процесса профессионального непрерывного образования , преодолеть излишнюю дробность учебно-воспитательного процесса , развернуть согласованное взаимодействие всего педагогического коллектива по перестройке всего содержания учебно - воспитательного процесса в целях его интеграции. Для того, чтобы такие сложные преобразования проводились в образовательном учреждении с должным педагогическим эффектом нужна планомерная исследовательская работа , ориентированная на методологическое , дидактическое и методическое обоснование интегративных процессов.

Как и было всегда в истории педагогики , так и сейчас творчески работающие педагоги не только аккумулируют достижения педагогической практики, но и создают на этой основе новый опыт, являющийся плодом их творческих исканий. В случайном и неосознанном они могут обнаружить и вскрыть закономерное и на его основе предложить эффективный подход к учебно-воспитательной работе , создать свою систему педагогических действий.

Так, в философском энциклопедическом словаре интеграция определяется как" сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов"[2]. Итак, наблюдаемые изменения в содержании учебных предметов или в содержании процесса обучения можно отнести к интегративным процессам , если им присущи следующие признаки:

1. Интеграция состоит как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов.

2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.

3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу.

4. Интегративный процесс имеет собственную структуру.

5. Педагогическая целенаправленность и относительная самостоятельность интегративного процесса.

Интегративный процесс является направленным. Развертывание взаимодействия разнородных элементов процесса обучения на логико-содержательной единой основе приводит к возникновению определенной целостности , выполняющей в учебно - воспитательном процессе относительно- самостоятельные функции . Вместе с тем реализация интегративного процесса дает начало новым взаимодействиям , возможно новым системам с новыми качествами. Изменение педагогических функций интегративного процесса связано главным образом с изменением его логико-содержательной основы . В свою очередь на выбор и обоснование той или иной логико-содержательной основы интеграции влияют педагогические цели( в нашем случае - это цели профессионального становления личности при непрерывном образовании лицей- колледж-вуз). В зависимости от поставленных в педагогическом процессе целей и задач интеграция может представлять собой системное единство определенного круга знаний, способов действия и взаимосвязанных с ними познавательных подходов, учебно-познавательных проблем, средств и методов обучения. Так, например, А.А.Горелов отмечает, что для целостного экологического знания " необходимо не только интеграция...Важно еще, чтобы ее основой были цели, потребности человека в его взаимодействии с природой"[3].

В. А. Ганзен, А. М. Миклин, В. А. Подольский дают характеристики 3 уровням интеграции:

1.нецелое ( несвязное);

2.целое ( связное);

3.оптимально связное, единое целое.

Масштаб интегративного процесса: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.

Формы интегративного процесса: предметно- образная, понятийная, мировоззренческая, деятельностная, концептуальная.

Структурные характеристики интегративного процесса: узел. последовательность, затраты времени.

Процедурные характеристики интегративного процесса: способ интеграции, приемы интегративного процесса, средства интегративного процесса, организационные формы интегративного процесса.

Организационные характеристики определяют общие условия профессиональной подготовки и осуществления интегративного процесса: подготовка программ интегративного процесса, координация и кооперация педагогов при организации интегративного процесса; обеспечение необходимых учебно-материальных условий интегративного процесса.

Реализация в учебно-воспитательной работе запланированного процесса интеграции предполагает:

  • постановку задач перед участниками педагогического процесса;
  • мотивацию постановки задач путем разъяснения блочно- модульной технологии профессионального становления личности будущих специалистов в непрерывном образовании лицей- колледж- вуз;
  • рациональное распределение задач и функций между всеми участниками педагогического процесса;
  • четкое инструктирование всех участников педагогического процесса о средствах и методах выполнения поставленных задач;
  • оперативное регулирование и корректирование деятельности всех его участников.

Давая обобщенное определение интеграции современной науки. Н.Р.Ставская выделяет общую " социально- классовую, гносеологическую и логико-методологическую основу процесса взаимопроникновения структурных элементов различных отраслей знания"[4].

Основа интеграции может определяться общими идеями, средствами, приемами исследования окружающей действительности, сближением различных культур, общностью структур различных видов деятельности, общностью признаков и свойств различных объектов и т.д.

В педагогике оправдано, на наш взгляд, говорить о логико-содержательной основе интегративного процесса, то есть о такой основе, которая существенным образом определяет его логику и содержание. "В определенном смысле логико-содержательная основа- это программа, ориентирующая в главных чертах на то, что должно воспроизводиться в учебно-воспитательном процессе и в каком соответствии с теми реальными процессами, которые объективно детерминируют создание той или иной дидактической целостности"[5].

В основе поведения учащихся лежит объединяющий мотив тенденция актуализации, стремление развить все свои способности как личности. Тенденция актуализации ведет личность в направлении автономии и самодостаточности. При этом процесс профессионального роста объективно задан, он управляет личностью, ведет ее к профессиональной самореализации. Цель самоактуализации - процесс развития полноценно функционирующей личности , который должен быть управляемым , осознаваемым, рефлектируемым." Он включает постановку целей. Определение опыта как внутренней системы координат, интеграцию психологического и соматического. Управлять этим процессом можно лишь на основе концепции самости, которая является главным элементом индивидуального опыта"[6].

Стремление к гармонизации человек- личность- индивид в образовательном процессе в конкретных действиях каждого преподавателя позволяет разрешит наиболее актуальные проблемы общества не только в теоретическом аспекте, но и в практическом применительно к практике взращивания профессионала. " Гуманизм и экологическая культура должны стать составляющими каждого конкретного образовательного процесса "[7]. Профессиональная социализация личности будущих специалистов потребкооперации в условиях непрерывного образования лицей- колледж- вуз происходит по блочно- модульной технологии, состоящей из интеграции технологий, использования ресурсов внеаудиторной работы, паспорта интегративного процесса и модели профессионально- адаптированного сопровождения личности. Так, в учебно-воспитательном процессе развивается процесс интеграции и в результате выпускники Краснодарского кооперативного института востребованы в регионе и в организациях потребительской кооперации Краснодарского края.

Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право», 6-9 декабря 2004г., Рим (Италия)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Е.А.Шаповалова.НТР и становление новой системы профессионализации материального производства//Развитие человеческой деятельности в условиях научно- технической революции.-Л.: ЛГУ,1984,С.112.
  2. Философский энциклопедический словарь Сов. Энциклопедия,1983,С.210.
  3. А.А.Горелов.Экология- наука- моделирование( философский очерк)/Отв. Ред. А.Т.Шаталов.- М.Наука,1985,С.203.
  4. Р.Н.Ставская Философские вопросы развития современной науки.-М.Высш.шк.,1974,С.53.
  5. Ю.С.Тюнников.Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ.М.,1988,С.10.
  6. Ю.И.Салов,Ю.С.Тюнников.Психолого- педагогическая антропология.М.Владос,2003.,С.143.
  7. М.Т.Громкова.Психология и педагогика профессиональной деятельности.М.ЮНИТИ.2003.С.306.