Расстройства функций органов малого таза чаще всего проявляются различными формами энуреза и энкопреза, распространенность которых достигает 10-12% в дошкольном возрасте и имеют тенденцию к самоизменению к 12-15 годам (А.Ц.Голъбин 1979; И.П.Брязгунов 1995). Однако у 2% мальчиков данная патология приобретает хронический полиорганный характер, вызывая ряд серьезных изменений во многих системах организма (А.Л.Малых 2002,2003гг).
Поэтому, в подростковом возрасте особенно остро встают вопросы экспертизы энуреза и энкопреза на приписной и призывных комиссиях в военных комиссариатах.
В связи с этим, целью данного исследования являлось изучение места и значение ультразвуковой диагностики в структуре экспертизы и диагностики энуреза и энкопреза у призывников в Ульяновской области.
Исследованием было охвачено 75 подростков в возрасте от 14 до 20 лет. Все наблюдаемые прошли комплексное обследование, которое включало в себя ультразвуковое исследование головного мозга, брюшной полости и почек с допплерографией почечных артерий, электромиографию, колонопроктодефектоскопию, ЭЭГ, рентгенографию поясничного отдела позвоночника.
Все пациенты прошли стационарное обследование в урологическом и хирургическом отделениях и были разделены на три группы: пациенты с энурезом - 47; с энкопрезом - 11; с сочетанием энуреза и энкопреза - 17.
В течении года больные получали комплексное лечение, которое включало в себя рефлексотерапию, гипербарическую оксигенацию (ГБО), милрефлексотерапию, комплекс витаминов, электростимуляцию с различными режимами на аппарате "Миомед" (Голландия)} у 28 пациентов - проводилась пресакральная новокаиновая блокада.
Анализ полученных данных проводился раздельно в III нозологических группах. Были установлены ряд закономерностей, позволивших выявить объективные критерии постановки клинического диагноза расстройств кало- и мочевыделения.
Из 47 больных с энурезом, первичная форма заболевания была диагносцирована у 35 пациентов, из них у (27) она возникла с рождения, либо с 3-4 лет. В медицинской документации четко отслеживалась диспансеризация больных данного профиля. У 75% подростков предшествующая исследованию терапия не давала положительного эффекта, либо носила слабоположительную динамику. У всех пациентов энурез протекал в тяжелой форме (недержание мочи 5-7 раз за неделю). Лишь у 14 пациентов к 12-14 годам отмечалось урежение непроизвольного мочеиспускания до 2-3 раз за неделю. У 38 обследованных на электроэнцефалограмме были диагносцированы общемозговые изменения биоэлектрической активности головного мозга разной степени, дисфункция срединных отделов, у 7 - было выявлено повышение порога судорожной готовности, у 19 - локальные знаки в зоне центра - темя в правой доле.
При проведении урофлоуметрии и ретроградной цистометрии из 34 обследованных, у 28 отмечалось явление нейрогенной дисфункции мочевого пузыря по гипер и гипорефлекторному типу, время мочеиспускания составило Т-11,7±3,5сек. (Р<001), по сравнению с группой сравнения.
Инструментальные данные подтверждались клиническими проявлениями дизурии и коррелировались с показателями допплерографии почечных артерий (IR -0,711±0,009) при гиперрефлекторном типе НДМП и IR -0,635±0,024 - при гипорефлекторном (Р>0,02). При рентгенологическом обследовании у 80% (38 пациентов) была выявлена костно-мышечная патология: в виде Spina bifidа у 17, сколиоз I-II степени - у 9, аномалия отхождения ребер - у 12; у 14 пациентов - патология носила сочетанный характер.
Из 47 обследованных, только у 28 пациентов во время стационарного лечения, после проведения проб, отмечалось непроизвольное мочеиспускание во сне. При повторной госпитализации, после отмены комплексного лечения диагноз был подтвержден у 9 призывников, остальные были признаны годными к срочной службе, 5 из которых были возвращены из войск, в связи с возобновлением ночного непроизвольного мочеиспускания.
Хронические расстройства каловыделения, после стационарного обследования, были разделены согласно действующей классификации: на хронические запоры, функционального генеpа - б, хронический энкопрез - 5. После углубленного осмотра было установлено, что у всех больных имеется органическая патология желудочно-кишечного тракта - у 7 долихосигма или долихоколон, у 5 - различные виды ректоцеле. По состоянию внутриректального давления (Р) и кожного потенциала мышц тазового дна (И), < были выделены 2 типа нейрогенной дисфункции прямой кишки, для которых были установлены следующие показатели: Гиперрефлекторный тип (долихоколон) И mах-257,6±47 мкВ; Рmах-364,7±75 г.ПА; Р min-135,4 и 524,3 г.ПА; и гипорефлекторный тип (переднее ректоцеле): И mах-47,3±15,6 мкВ, Рmах-25,3±9,бг.Па; Рmin-1,5±0,9 г.ПА, статистические различия между группами были достоверными (Р<0,001).
Кроме того, в данной нозологической группе установлены, при ультразвуковом исследовании, полиорганные изменения в поджелудочной железе - у 7, в печени - у 10, спленомегалия - у 5, почек - у 3 больных, которые сопровождались значительными изменениями в биохимических анализах крови: щелочная фосфотаза -495,ЗН±52,9, лактатдегидрогеназа - 336,3±37,74 (Р<0,05). Диагностика выявленных изменений позволила правильно установить клинические формы нейрогенной дисфункции прямой кишки. В группе с сочетанной патологией толстого кишечника и мочевого пузыря были определены сходные изменения в данных органах: на ЭЭГ выявлялись различные формы общемозговых изменений, патология внутренних органов печени и мочевого пузыря.
По данным колонопроктодефектоскопии у 14 больных были установлены различные виды ректоцели, у 4 - цистоцели мочевого пузыря, по данным микционной цистоскопии.
При анализе и сопоставлении данных допплерографии почечных сосудов и электромиографии установлены явления диссинергии: наличие спастического процесса в сосудах почек, сопровождающиеся снижением уровня внутри ректального давления и кожного сопротивления мышц тазового дна. Данные изменения сопровождались воспалительными изменениями желудочно-кишечном тракте (хронический гастродуоденит, дуоденогастралъный рефлюкс) и мочевого пузыря (хронический цистит).
Все изменения показателей носили достоверный характер (Р<0,05).
Таким образом, можно сделать следующие выводы: для установления клинического диагноза необходимо наличие объективных критериев первичного энуреза;
1. Анамнез заболевания не менее 7-10 лет;
2. Комплекс специфических изменений на ЭЗГ;
3. Наличие нейрогенной дисфункции мочевого пузыря;
4. Изменения в прямой кишке в виде ректоцели или долихоколона;
5. Диагносцирование различной костной патологии;
5. Полифункциональные изменения во внутренних органах.
Для пациентов с хронической патологией желудочно-кишечного тракта - характерно наличие нейрогенной дисфункции сосудистой системы и прямой кишки, сопровождающиеся соответствующими изменениями в поджелудочной железе и печени.
Ведущая роль в диагностике выявленных изменений играет ультразвуковая диагностика, которая должна быть включена в протокол обследования больных с патологией мочевого пузыря и прямой кишки.
Работа представлена на V научную конференцию «Успехи современного естествознания», 27-29 сентября 2004г., ОК"Дагомыс"(Сочи)