Современное активное хирургическое лечение ожоговых ран включает включает раннее очищение ран от некротических тканей и раннее укрытие. Результаты оперативного лечения зависят от регенераторных способностей тканей в зоне термического поражения.
В многочисленных исследованиях процессов, происходящих в ожоговой ране, хорошо изучены деструктивные изменения, вызываемые термической травмой. Однако регенераторные возможности в зоне поражения, гистологические критерии оптимальных условий выполнения некрэктомии и оценки готовности раны к аутодермопластике остаются наименее изученным вопросом.
В основу исследования положены результаты исследования 58 больных с ограниченными глубокими ожогами. Объективную картину процессов в ожоговой ране изучали в образцах кожи, взятых в зоне поражения и на границе со здоровой тканью. В качестве контроля изучали участки неповрежденной кожи. Материал был исследован в разные сроки с момента получения ожоговой травмы.
Для получения общей картины динамики раневого процесса до и после некрэктомии препараты тканей окрашивали гемотоксилин-эозином. Состояние соединительной ткани изучали, используя метод окраски по Ван-Гизону и альциановым синим, активность синтеза ДНК - методом Браше. Степень зрелости и функциональную активность стенок растущих сосудов определяли по активности транспортного фермента - щелочной фосфатазы. Регенераторный потенциал клеточных элементов, составляющих ожоговую рану, дополнительно был подтвержден определением экспрессии гена Ki 67.
При гистологическом исследовании, выполненном в 1 сутки с момента травмы, было найдено, что ожоговая рана состоит из некротически измененных тканей и расположенной под ней зоной микроциркуляторых расстройств. При гистохимическом исследовании выявлено значительное повышение проницаемости капилляров, вследствие чего происходит выраженная плазмопотеря и отек межуточного пространства.
Но уже спустя 48 - 72 часа мы отмечали увеличение количества кровеносных сосудов в соединительной ткани, подлежащей к ране или эпидермису. А на 6 -7-е сутки с момента образования ожоговой раны мы наблюдали максимальное количество капилляров. Высокая активность в их стенке щелочной фосфатазы свидетельствует о зрелости и функциональной активности этих сосудов. В эти же сроки в окружающих рану тканях увеличивается пролиферативная активность эпителия, что подтверждается высокой активностью гена Ki 67, которая свидетельствует о высоком регенераторном потенциале ожоговых ран. Высокая пролиферативная активность сохраняется до 10-14 суток, после чего она начинает снижаться.
На 10-12-е сутки после получения ожога в ране отмечены кистозные изменения в придатках кожи, отмечаются папилломатозные разрастания эпителия, гиперкератоз. С 14 - 15 суток начинает выявляться рубцовое перерождение соединительной ткани, возникает редукция и облитерация капилляров. Воспалительный процесс приобретает хронический характер. Эти изменения становятся выраженными на 18 - 20-е сутки с момента травмы.
Полученные данные подтверждают необходимость хирургического укрытия ожоговой раны в течение 10 - 14-х суток с момента образования ожоговой раны, так как морфологическая и функциональная ее перестройка тканей приводит к снижению регенераторных процессов, ухудшает результаты оперативного лечения.
Работа представлена на научный конгресс с международным участием «Высокие технологии», 8-11 ноября 2004 г., г. Париж, Франция