В самом конце второй мировой войны Владимир Иванович Вернадский сформулировал представление о ноосфере, определяя ее как высшую стадию развития биосферы земли, в условиях которой человеческая мысль становится действенной планетарной силой. Ученый вкладывал в это понятие высокий гуманитарный смысл, предчувствуя наступление новой эпохи Сотрудничества и Демократии, и связывал ее становление с высокими проявлениями культурной, этически обостренной мысли.
Понятие ноосфера, наряду с биосферой, является центральным в учении Вернадского. Биосфера как совокупная оболочка Земли, пронизанная жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого разума переходит в ноосферу - новое состояние биосферы, которое несет в себе черты деятельности человеческого разума. Возникшая ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек получает возможность своим трудом и мыслью перестроить область своей жизни и себя самого.
Многие выдающиеся ученые, мыслители, гуманисты пытались найти пути спасения человека, биосферы и жизни в целом, сжатой в смертельных тисках техногенной цивилизации. И решающий, на наш взгляд, путь был открыт великим гуманистом ХХ века Альбертом Швейцером, по мнению которого, жизнь на планете, сам человек, его цивилизация и культура могут быть сохранены только в одном единственном случае - если в качестве непременного, абсолютного принципа взаимоотношений людей между собой, человечества со всей окружающей его живой природой, со всей биосферой станет принцип благоговения перед жизнью!
Сегодня вполне очевидно, что только при соблюдении этого принципа возможно развитие новых экологически безопасных технологий и экологически безопасной, а, возможно, и экологически оптимальной техносферы вообще. Только техносфера, конструируемая в соответствии с этим принципом, может стать подлинным гарантом светлого будущего человека и человечества, грандиозной всепланетной системой оптимизации условий жизни всех живых организмов планеты, ее природных, а также искусственных ландшафтов. Эти положения относятся также и к сфере социальных, национальных и политических взаимоотношений индивидов, групп, государств.
Таким образом, объединение проблемы становления и эволюции ноосферы эпохи супериндустриального общества с основополагающими концепциями культуры и этики Альберта Швейцера, убеждает в необходимости обоснования новой общепланетарной концепции этосферы и в понимании этого феномена как высшей стадии развития биосферы Земли.
Этосфера - это более высокая, чем ноосфера, стадия развития биосферы, на которой все этические принципы, и в том числе принцип благоговения перед жизнью, становятся основными регуляторами всех сущностно важных отношений людей друг к другу, а также человека и человечества, - со всей живой природой.
В этом случае, как и в случае с феноменом жизни, феноменом человеческой мысли, рассматриваемыми Владимиром Ивановичем Вернадским не только в качестве явлений социальных (чисто человеческих, общественных феноменов), но и в качестве феноменов природных, этика, также зарождаясь как феномен общественный и социальный, на высших стадиях своего развития вдруг также оказывается феноменом природным. Впервые интуитивно высказав эту мысль применительно к феномену ноосферы, Владимир Иванович Вернадский, как нам кажется, подошел к открытию совершенно особого класса законов природы, которые действительно проявляются лишь через человека и посредством человека.
Следовательно, в условиях этосферы именно этика в ее главной ипостаси - принципа благоговения перед жизнью - становится абсолютной, универсальной силой, высшим регулятором всей физической и духовной деятельности как отдельного человека, так и человечества в целом. Необходимо особенно подчеркнуть, что с открытием феномена этосферы в корне изменяются не только отношения человека с окружающим миром, но и наступает решительная перестройка основ его культуры и искусства.
Симптоматично, что обсуждение концепции этосферы совпало с наступлением эпохи Сотрудничества и Взаимопомощи, неожиданно открывшейся на пороге третьего тысячелетия нашей эры. Хочется надеяться, что это совпадение не случайно, подобно аналогичной ситуации с понятием «ноосфера» (эпоха второй мировой войны), открытием «принципа благоговения перед жизнью» (эпоха первой мировой войны), понятие «этосфера» рождается в период завершения противостояния мировых политических систем, на пороге становления мира истинной свободы, Демократии и Взаимопонимания. Хочется думать, что феномен этосферы необратим, он исторически, природно обусловлен, а, в конечном итоге, и неизбежен.
Отмечая высочайшие творческие, в том числе и техногенные достижения человечества, феномен этосферы, провозглашая этические принципы Верховным регулятором Жизни нашей планеты, одновременно ставит запрет на тупиковые пути развития цивилизации.
Сегодня сложно представить, насколько кардинально меняется мировоззрение и мироощущение человека в эпоху синтеза Этосферы и Ноосферы. Каким коренным образом изменяется сам тип человеческого мышления, тип его творческой, в том числе и производительной деятельности, наконец, весь его духовный мир, его искусство, его нравственные и эстетические нормы. Хочется верить, что эта эпоха - эпоха рождения этически разумного человека.
Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Человек и ноосфера», 1-20 сентября 2004 г.