Основная цель физиологии труда заключается в научном обосновании рекомендаций по оптимизации трудового процесса и условий окружающей среды, т.е. в разработке основ научной организации труда. Наиболее важными задачами физиологии труда являются рационализация рабочего места, рабочей позы, рабочих движений, автоматизации и механизации тяжелых работ, ограничение или устранение вредных условий труда, связанные с конкретным производством, разработка физиологически обоснованных режимов труда и отдыха.
Основная задача физиологии труда заключается в изучении изменений функционального состояния организма работающего человека, его физиологических функций, под влиянием выполняемой работы с учетом санитарно-технических условий на рабочем месте. Главная практическая задача физиологии труда заключается в физиологическом обосновании научной организации труда для поддержания высокого уровня работоспособности человека в процессе трудовой деятельности и последующего обоснования и создания для него оптимальных условий труда и режимов труда и отдыха.
Развитие общественного производства, совершенствование социальной структуры общества привели к дифференциации целей изучения здоровья. В этих условиях изучение влияния факторов производства на работающего человека приобретает особую актуальность.
Для выяснения особенностей влияния факторов малой интенсивности на сердечно-сосудистую систему, нами проводилось исследования центральной гемодинамики в поликлинических условий у 92 маляров со стажем работы 10-15 лет цеха окраски одного из машиностроительных производств. Контролем служили данные обследования 54 практически здоровых лиц того же предприятия, работающие в свободном режиме, оптимальном темпе, не испытывая влияния вибрации, шума и вредных химических веществ.
При анализе электрокардиографических данных выявилось, что у стажированных рабочих цеха окраски в покое частота сердечных сокращений выше, чем в контроле.
После физической нагрузки прирост сердечных сокращений у них был значительно ниже, чем в контрольной группе. Однако, анализируя быстроту восстановления исходного сердечного ритма, обнаружили, что через 3 минуты после нагрузки пульс, в отличие от контрольной группы, был все еще достоверно чаще исходного у 36,9 % рабочих. Так, частота сердечных сокращений до нагрузки в основной группе 69,1 ± 1,71, в контрольной - 62,5±1,5 (Р<0,01), после нагрузки - 83,2±1,65 и 96,6 ± 2,5 (Р < 0,001). Продолжительность интервала P-Q, характеризующая состояние предсердно-желудочковой проводимости, в основной группе как в покое так и после нагрузки, больше, чем в контроле (0,17 ± 0,003; 0,149±0,002; 0,15±0,002; 0,14±0,003; P<0,001 и P<0,01). При индивидуальном анализе ЭКГ у 10,7 % рабочих обнаружено нарушение предсердно-желудочковой проводимости.
Рассматривая величину зубцов желудочкового комплекса ЭКГ, можно отметить, что амплитуда зубцов R и T в покое оказалась меньше, чем в контроле (соответственно 15,5±0,89 и 4,7 ± 0,40; 20,7 ± 1,39 и 6,7 ± 0,3; P<0,001; P < 0,001).После нагрузки, наряду со снижением зубца Т, не происходило закономерного уменьшения амплитуды зубца R, что по мнению многих авторов, считается признаком диффузных мышечных изменений. Отношение длительности электрической систолы сердца к должной до нагрузки у рабочих основной группы была достоверно выше (P < 0,05). Разница между фактическим и должным СП в покое и после нагрузки превышала цифры контроля (соответственно 2,2±0,22; 1,3 ± 0,2; P < 0,01 и 3,8 ± 0,34; 2,2 ± 0,4; P < 0,01). Полученные результаты свидетельствуют о функциональной недостаточности миокарда.
Анализу подвергался показатель Q-X/Q-T в процентах, предложенный В.И. Язбурскис и Т.В. Могильной для использования в профпатологической практике. Показатель Q-X / Q-T в покое и после нагрузки у рабочих основной группы оказался значительно выше, чем в контрольной группе, что может свидетельствовать об ухудшении коронарного кровообращения.
О вегетативной регуляции сердечной деятельности судили по величине вегетативного индекса, который оказался достоверно выше, чем в контроле, в покое, что свидетельствует о повышенной активности симпатического отдела вегетативной нервной системы у рабочих изучаемой группы.
Оценивая характер реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, нами были получены следующие результаты: нормотоническая реакция АД выявлена у 68,9 %, астеническая - у 4,9 % и гипертоническая - у 26,2 % обследованных рабочих данной группы.
Довольно высокий процент гипертонических реакций АД на физическую нагрузку подтверждается замедлением восстановления артериального давления у 22,3 % рабочих. Пороговая реакция была обнаружена у 46,6 % обследованных основной группы и была достоверно чаще по сравнению с контролем (Р < 0,01).
Проводя индивидуальный анализ результатов ЭКГ и сравнивая их с данными контрольной группы, следует отметить, что достоверно чаще обнаруживались и синусовая тахикардия (15,5%), и синусовая брадикардия (23,3 %). Нарушение проводимости было выявлено у 65 % рабочих, наиболее часто встречалось нарушение внутрижелудочковой проводимости (40,8 %). Увеличение СП отмечено у 16,5 % и было достоверно чаще, чем в контроле (Р < 0,01).
Соответственно классификации И. И. Исакова и соавт., изменения ЭКГ у большинства обследованных рабочих цеха окраски были отнесены нами к нескольким синдромам. Так, тахикардиальный синдром встречался у 4,9 %, ваготонический - у 15,5%, гиперамфотонический - у 25,2 %, дистрофический - у 35,9 % и высокого диастолического давления - у 2,9% обследованных маляров. По мнению Л. И. Фогельсона, В. И. Язбурскис, перечисленные ЭКГ-синдромы формируются под влиянием вегетативной нервной системы и расцениваются либо как физиологическая реакция на физические и эмоциональные нагрузки (тахикардиальный и ваготонический), либо как проявление вегетативной дисфункции (гиперамфотонический). Самым неблагоприятным следует считать дистрофический синдром, обусловленный кардиотоксическим действием избыточного количества катехоламинов и непосредственным действием химических веществ на миокард и характеризующийся не только функциональными, но и морфологическими изменениями в миокарде.
Из полученных данных следует, что признаки той или другой формы вегетативной дисфункции обнаружены у 84,5 % обследованных высокостажированных рабочих. В сочетании с высокой распространенностью нарушений функций автоматизма, проводимости и сократительной способности миокарда довольно большая частота обнаруженных синдромов свидетельствует о неблагоприятном воздействии факторов производственной среды на функциональное состояние сердца.