Попытка приспособиться к изменяющейся внешней среде путем тренировки на модельных ситуациях и выработке навыков выхода из них, не является ведущим и применим только в отдельных областях деятельности и для узкого круга задач. Такие ситуации, как изменение общественных отношений, катастрофические явления, социальные и этнические конфликты и т.д. трудно смоделировать и перебрать все возможные варианты их развития, и предложить адекватные методы выхода из них [1]. Кроме того, попытки выработать подобных навыков, могут дать обратный эффект и усилить дестабилизирующие тенденции, панические настроения, вызвать массовые психические расстройства.
Практически при любой тренировке (будь то тренировки операторов, пилотов, обучение школьников, студентов, специалистов и т.д.) формируются не только моторные навыки, но и происходит формирование модели объекта или изучаемого явления и непротиворечивое встраивание этой модели в модель мира индивидуума [2]. Благодаря этому модель мира индивидуума расширяется, становится более гибкой и адекватной окружающей среде, позволяет индивидууму лучше ориентироваться в мире, принимать правильные решения и реализовывать их с наименьшими затратами [3]. Например, исследования проведенные среди операторов по отслеживанию объектов показали, что новички очень тяжело отслеживают объект, т.к. не могут предсказать его поведение и практически плетутся вслед за ним; операторы со средним опытом обычно идут на опережающее отслеживание объекта, но не всегда понимают его поведение и поэтому сопровождение периодически срывается. Опытные операторы, понимая закономерности поведения объекта, фактически ведут его за собой, а не следуют за ним [4].
Наиболее просто и с минимальными усилиями перестройка модели мира происходит в молодом возрасте. В более старшем возрасте возникает необходимость в перестройке устоявшейся текущей модели мира, которая адекватно работала в течение определённого времени. Такая перестройка требует значительных усилий, ведёт к пересмотру устоявшихся связей и тенденций и может вызвать психологическую перегрузку, за которой, обычно, следует и физиологическое расстройство организма. Природой выработаны различные защитные механизмы против резких перестроек модели мира (отказ от перестройки и жизнь по старинке, «как наши деды жили»; выбрасывание одной модели мира и формирование новой «как у всех»; раздвоение модели мира на для «своих» и «чужих»), но все они приводят к замедлению общественного развития через неполное использование потенциальных возможностей, возникновение внутренних противоречий, ухода от активной деятельности и отказа от созидательной деятельности и т.д.
Хотя решение типовых ситуаций всё чаще и чаще передается автоматическим устройствам, но развитие общества не может обойтись без умения принимать правильные решения в постоянно возникающих нетиповых ситуациях. Поэтому необходимо формировать навыки принятия правильных решений не по принципу «делай как я» (т.е. нужно уйти от механизма условного рефлекса) [5], а путем анализа ситуации, оценки различные варианты её решения и выработки стратегии действий. В этом случае нетиповая ситуация переводится в разряд типовой (одной из возможных предвиденных, хотя ни разу на практике до этого не реализованной) и её решение сводится к выбору лучшего из ряда возможных (заранее просчитанных) или к комбинации близких решений. Главное, что ситуация, встретившаяся впервые, не является для индивидуума новой, и у него уже есть набор возможных её решений, хотя и не во всех деталях проработанных.
Выходом из возникшего противоречия является формирование у человека адекватных представлений об окружающем мире, обучение его умению пользоваться этими представлениями в повседневной жизни и выработка навыка постоянной работы над своей моделью мира. Отражением этой тенденции является повышенный интерес подрастающего поколения к компьютерным играм, в которых создаётся виртуальная реальность и отрабатываются механизмы ориентировки в ней, т. е. нарабатываются механизмы манипулирования абстрактной информацией. С другой стороны, виртуальная реальность вольно или невольно формирует внутреннюю модель мира индивидуума, которая уже не отражает внешний мир (отрицательное влияние виртуальной реальности на общественное развитие), но человек об этом или не догадывается, или выносит это понимание за скобки своей повседневной деятельности.
Аналогичное влияние на формирование модели мира индивидуума оказывают средства массовой информации, которые своим целенаправленным воздействием формируют неадекватную действительности модель мира у человека, а затем человек начинает действовать исходя из этой модели. Столкновение с действительностью таких индивидуумов вызывает стрессовое состояние, негативную реакция на окружающих, неконструктивное поведение и как результат - агрессивность, выпадение из общего поступательного развития общества, попытку найти потерянную точку опоры в своём непосредственном окружении, уходе от действительности и т.д.
Воздействие информационных технологий заключается не в том, как представлена та или иная информация, а в том, насколько трансформируется при этом модель мира человека, и как сильно она станет отличаться от модели мира, адекватной среде проживания, т.к. человек во всех своих оценках и действиях исходит из собственной модели мира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Коврига С. В., Максимов В. И. Когнитивная технология стратегического управления развитием сложных социально-экономических объектов в нестабильной внешней среде // Когнитивный анализ и управление развитием ситуации (CASC´2001). Материалы 1-й Международной конференции., М.: ИПУ РАН, 2001, Т.1, с.104 - 160
- Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983, с.251 - 261
- Тупик Н. В. Модель мира человека как элемент системы управления // Когнитивный анализ и управление развитием ситуации (CASC´2001). Материалы 1-й Международной конференции., М.: ИПУ РАН, 2001, Т.3, с.163 - 168
- Белоховская М. С., Гордеев Н. Д., Евсевичева И. В. Деятельность оператора систем слежения при изменении параметров управления динамическим объектом // Вестник МГУ, сер. 14 (Психология). М.: МГУ, 2000,№ 3, с.32 - 43
- Тупик Н. В. Использование «модели мира» в познании и обучении // Теоретические и прикладные проблемы психологии / Материалы II Всероссийской научной конференции. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001, с.137 - 143