Краеведение имеет уже учебные пособия, содержащие сведения региональной географии, истории, описания флоры и фауны. Пособия репрезентируют знания, дополнительные к стандарту, рассматривают окружающую среду дифференцированно и учителя признают, что при всей полезности изданий, учебная литература не способствует повышению интереса у учащихся к родному краю. Возможно, этим и обусловлен интерес к формам работы, выходящим за рамки учебной деятельности.
Рассмотреть эффективность краеведческой работы в целом, мы решили с помощью «Конкурса краеведческого эссе». Письменная работа учащихся может дать представление о сформированных в учебной деятельности краеведческих компетенциях, если к ее организации применить экспертный метод, провести идеографический анализ работ, а в разработке критериев воспользоваться компетентностным подходом.
Эссе имеет особенность, отличающую его от других видов творческих сочинений: Оно имеет свободную композицию, форму, которая не требует от автора знания всех жанровых условностей и, по сути, являет читателю авторские размышления. Формально размышления выражаются авторскими вопросами, авторской позицией и суждением в отношении к чему-либо. Самые важные показатели: рассуждения, вопросы и позиция автора.
Краеведческие компетенции трактовались организаторами как социальные, географические, исторические особенности нашего региона, города, района и мыслительная процедура связи их с личным отношением, позицией, рефлексией.
«Любить свою родину», - значит применить знания о ней таким образом, чтобы искоренять изъяны и приумножать достоинства. «Положение о конкурсе краеведческих эссе» касалось содержания краеведческих ценностей транслируемых в тематических мероприятиях. Это был перечень тем - тест для добровольного выбора учащихся.
- Сургут - «лучший город на земле»? Вопрос должен был дать направление раздумьям Без сравнения своего места с другим, нельзя понять, чем он отличен от других городов. Гражданская позиция автора могла быть выражена смыслом: «Я вижу недостатки нашего города и постараюсь участвовать в их исправлении».
- История моей семьи - история моего города. Рефлексия автора в контексте: «Я, моя семья и то, что мы после себя оставляем» - есть часть края и его исторического наследия. От того, как мы «наследим», зависит и богатство, и бедность, и духовность, оригинальность или банальность моего края». Особенно ценны здесь размышления автора о самом себе в контексте городских событий.
- Экологические последствия Великой отечественной войны. Особой ценностью здесь ожидались рассуждения о краеведческой деятельности. Участник конкурса должен был поделиться своим мнением о том, какое отношение имеет краевед к экологии и как его деятельность связана с войной и экологией? Способен ли автор эссе поставить рядом искажения в психике человека, вызванные войной и изменения в нем, связанные с его вторжением в дикий Север?
- Труд краеведа и будущее края. В этой теме ценными были мечты детей, связанные с будущим нашего края. Самой компетентной считалась рефлексия собственной деятельности и степень отождествления себя с «краеведом». Укажут ли они на то, что мешает им самореализоваться?
- Свободная тема. В контексте краеведческого эссе писать на свободную тему - означало уйти от «надоевшей» темы о нашем крае.
Принять решение об участие в конкурсе - уже означало определенную позицию, которую заняли 67 учащихся старших классов 24 школ города Сургута, информированных о конкурсе и объявивших основным направлением своей работы - краеведение. Много это или мало, судить общественным и научным объединениям, но количество учащихся, которые реализуют в деле свою позицию, это показатель отношения к краеведческой составляющей самих учителей.
В задачу проведения конкурса входило толкование самых общих данных. Так, настроенный на размышления учащийся не мог не заметить вопросительного знака в конце первой темы. Тем не менее, конкурсанты решили отказаться от сравнений достоинств и недостатков. Содержание всех сочинений было в основном комплиментарным. Сравнительный анализ выбора темы и возраста участников показал угасание интереса к краеведческой информации. По мере взросления, количество выбирающих «свободную тему» увеличивалось. Можно предположить, что взрослые вообще отрицательно действуют на осознание краеведческих ценностей, рассматривая только положительные стороны городской жизни.
Примечательно, что тема города была наиболее популярной. Вывод: о городе дети слышат часто и сказать могут больше. Но в шкале компетенций - это самый низкий показатель, поскольку значимой единицей было не эмоциональное, а деятельностно-рациональное отношение к родному краю.
Чем больше возраст, тем меньшее количество детей выбирает тему о Сургуте. Этот факт можно объяснить как поздним включением детей в краеведческую работу, так и тем, что обсуждения взрослыми городских дел либо не вызывают реакции, либо вызывают отрицательную реакцию. Например, не искрение, искусственно вызванные восторги не разделяются и не принимаются детьми младшего возраста. Возможно, именно в этом месте лежит причина угасания активности и энтузиазма детей?
Только двое из 67 выбрали тему «Экологические последствия Великой Отечественной Войны» Это явное указание на недостаточность понятий «экология» и «краеведение» у участников конкурса, на отсутствие в воспитательной работе примеров деятельности человека в этих областях. «Экологию» с «нашим краем» юные краеведы никак не отождествляют.
Для группы 6-8 классов характерно изложение содержания справочных и популярных изданий. Этот факт мы интерпретируем как недостаточность личных переживаний в жизни подростка, связанных с событиями в городе, стране; и как отсутствие опыта в передаче личных переживаний. Причинами этого могут быть: отсутствие ситуаций, в которых этот опыт нарабатывается; нежелание взрослых делиться историей своего семейного становления, гордостью за свой город, за рабочее место; отсутствие коммуникационного навыка и медиаграмотности.
Подростковый возраст наиболее значимый для формирования деятельностного отношения к реальности, для проявления личностных и профильных компетенций. Он требует от учителей дополнительных исследований гражданских проявлений у подростков. Но приведенных данных достаточно, чтобы говорить о кризисе краеведческого воспитания, о необходимости поиска иных подходов к формированию краеведческой компетентности и коррекции планов воспитательной работы в системе формирования патриотической и гражданской позиций учащихся.