С одной стороны, неправильный выбор профессии или специальности осложняет достижение профессиональной успешности, с другой стороны способствует появлению состояний неудовлетворенности, психической угнетенности, лежит в основе многих личностных конфликтов, неблагоприятно влияет на функциональное состояние организма в целом. Для представителей профессий социономического типа отмечается рост распространенности такого проявления профессиональной дезадаптации как «синдром профессионального выгорания» (СПВ). Согласно современным взглядам, это явление характеризуют физическая и эмоциональная истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости); деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам своего труда), редукция профессиональных достижений. Учитывая характеристики СПВ, для врачебной деятельности профессиональная дезадаптация приобретает особое значение, так как является фактором риска ухудшения здоровья не только самого профессионала, но и объекта его труда - в данном случае пациента. Исследования СПВ у медицинских работников показали, что одной из причин его развития является завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей [1]. Таким образом, рациональный выбор специальности для врачебных профессий имеет двойное, медикосоциальное значение, обуславливая не только здоровье будущего врачаспециалиста, но и опосредованно различных групп населения.
В связи с этим нами проводилось изучение профессионального соответствия студентов старших курсов медицинского вуза, составивших репрезентативные модельные группы будущих хирургов («хирурги») и терапевтов («терапевты»), общим числом 211 человек с паритетным соотношением юношей и девушек. Для реализации поставленной цели использовались социологические методы (анкетирование, метод экспертных оценок), клинико-физиологические (методика Апанасенко Г.Л., 1992) и психодиагностические (тесты-опросники Спилбергера, Тейлора, Айзенка, БассаДарки, шкала оценки потребности в достижении, оценка уровня невротизации по Л.Л. Дмитриевой,1990).
Согласно полученным результатам, 32,7% студентов группы «хирургов» и 47,0% (р>0,05) студентов группы «терапевтов» не имеют четкого представления о характере будущей профессиональной деятельности; 66,6% и 70,8% (р>0,05) студентов указанных групп не могут конкретизировать причину выбора специальности; 54,5% и 29,4% (р<0,05) считают, что «не совсем» соответствуют выбранному профилю. Индексные оценки представления о характере будущей деятельности [2] у юношей-«хирургов» составили в среднем - 0,72, у девушек-«хирургов» - 0,75 (р>0,05); в группе «терапевтов» соответственно -0,78 и 0,62 (р<0,05) (рис.1). При этом индексные оценки личностной идентификации студентов профилю специализации в модельной группе хирургов - 0,82 у юношей и 0,72 у девушек (р<0,05); в модельной группе терапевтов соответственно 0,82 и 0,81 (р>0,05).
Рис.1. Соотношение представления о профессиональной деятельности и оценки своего соответствия ей у студентов модельных групп
В сравниваемых группах отмечается расхождение между представлениями студентов о характере будущей деятельности и оценкой своего соответствия ей, достоверное (р<0,05) у юношей в модельной группе хирургов и девушек в группе терапевтов. В основе такого расхождения высокая оценка своего соответствия выбранной специальности на фоне недостаточного представления об особенностях профессиональной деятельности.
Объективная оценка соответствия индивидуума выбранной профессии, несомненно, должна основываться на знании тех требований, которые она предъявляет к специалисту. Среди наиболее важных - характеристики здоровья и психоэмоционального статуса. В то же время, подростки и молодежь, как правило, не учитывают имеющиеся у них заболевания при выборе профессии и специальности [3,4,5].
По результатам экспертной оценки для врачей хирургического и терапевтического профиля были выделены наиболее важные для успешной реализации профессиональной деятельности характеристики соматического здоровья и психоэмоционального статуса с градациями «значимые» и «необходимые» профессионально значимые качества (ПЗК). Для врачей хирургического профиля отмечены 49 ПЗК, из которых 28 - необходимых и 21 - значимых; для терапевтов 41 ПЗК, из которых - 10 - необходимых и 31 - значимых. Полученные результаты свидетельствуют о дифференцированности комплексов ПЗК для врачей хирургического и терапевтического профиля. Основное различие заключается в большей значимости для экспертов-хирургов показателей соматического здоровья, которым вместе с психоэмоциональными свойствами личности они придают приоритетное значение (средний балл оценки степени значимости показателей соматического здоровья у хирургов выше, чем у терапевтов (р<0,001).По нашим данным, в модельной группе хирургов большинство юношей (76,3%) не соответствует выбранной специальности по ряду профессионально «необходимых» показателей физического развития и состояния здоровья, среди девушек аналогичное несоответствие выявлено у 51,9% (р<0,05). В частности, у 36,6% юношей и 22,3% девушек этой группы (р>0,05) уровень соматического здоровья соответствует градации т «низкий», у 36,8% и 29,6% «ниже среднего» (р>0,05).
Согласно экспертной оценке, для врачей терапевтического профиля показатели соматического здоровья не относятся к категории «необходимых». В то же время, к «значимым» эксперты-терапевты отнесли такие признаки, как выносливость, физическая работоспособность, что позволяет предположить у 42,8% юношей и 20,7% девушек группы «терапевтов» (р<0,05) с «низким» уровнем здоровья возможное их несоответствие выбранной специальности по этим ПЗК.
Оценка психоэмоционального статуса студентов-медиков также выявила возможность потенциального несоответствия по ряду «необходимых» и «значимых» для профессии качеств. Так, у 37,1% юношей и 70,7% девушек группы «хирургов» была выявлена эмоциональная нестабильность, что может явиться предпосылкой несоответствия таким отмеченным экспертами-хирургами необходимым профессиональным качествам, как сдержанность, уравновешенность, самоконтроль, умение выслушать собеседника и таким значимым как спокойствие, терпеливость. Кроме того, у каждого четвертого юноши (25,8%) и у половины девушек (53,4%) отмечена интроверсия, осложняющая реализацию такого необходимого признака, как способность к коллегиальной работе и таких значимых признаков, как умение установить психологический контакт, коммуникабельность.
Исследование по методике БассаДарки выявило у 52,2% юношей и 81,3% девушек этой группы высокие индексы враждебности, что может обусловить несоответствие таким необходимым качествам, как способность к состраданию и сочувствию, уважение к чужому мнению, а также таким значимым признакам, как чуткость, сердечность, милосердие, снисходительное отношение к чужим ошибкам, терпимость к чужим недостаткам, эмпатия.
Серьезную проблему для реализации многих качеств, необходимых хирургу, создает высокий уровень невротизации студентов, преимущественно астенотревожной направленности. Так, у 54,1% юношей и 62,3% девушек из группы «хирургов» определены субклинические уровни невротических состояний и соответственно у 8,3% и 14,8% клинические уровни. Наличие субклинических и особенно клинических уровней невротических состояний может отрицательно влиять на такие необходимые, по мнению экспертов, для специальности качества, как скорость восприятия и переработки информации, запоминания, умственная и физическая работоспособность в вечернее и ночное время, снижать стрессовую устойчивость индивида, затруднять выполнение профессиональных функций в критических ситуациях.
Оценка психоэмоционального статуса студентов модельной группы терапевтов выявила у 34,4% юношей и 49,4% девушек высокие уровни личностной тревожности, у 20,9% юношей и 46,4% девушек высокие уровни общей тревожности. У 51,8% юношей и 73,3% девушек группы «терапевтов» определена эмоциональная нестабильность (р<0,05), у 38,1% юношей и 37,4% девушек отмечена интроверсия. Общий уровень невротизации студентов группы «терапевтов» составляет 85,7 % для юношей и 100% для девушек. У 21,4% юношей и 23,5% девушек группы «терапевтов» определены клинические уровни невротических состояний и соответственно у 64,3% и 78,4% субклинические уровни. Выявленные негативные характеристики психоэмоционального статуса студентов модельных групп могут быть расценены как психологические детерминанты профессиональных деструкций в будущей врачебной деятельности.
Выводы:
- Отсутствие четкого представления о характере будущей деятельности и необходимых для её успешной реализации ПЗК обусловливают практически у половины обследованных потенциальный риск выбора специальности, неадекватной уровню их индивидуального здоровья и психологическим особенностям.
- Результаты наших исследований позволяют рекомендовать совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, особенно выбирающей профессии социономического типа, в частности, специальности медицинского профиля, а также целенаправленное формирование на этапе обучения в ВУЗе базовых профессионально значимых качеств, начиная с младших курсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Афанасьева И.В. Синдром профессионального выгорания у среднего медицинского персонала // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Мат-лы 4-й Всероссийской научно-практ. конф. (Волгоград, 3-5 октября 2005 г.). - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2005. - С.86-89.
- Верецкая А.И. О некоторых особенностях трансформации ориентации воронежского студенчества на ценности высшего образования // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: Мат-лы межд. научно-практ. конф. (Воронеж, 24-25 сентября 2004 г.). - Воронеж: ОАО Центр.-Чернозем.книжное изд-во, 2004. - С.8-10.
- Рапопорт И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи // Гигиена и санитария. - 2000. № 1. - С.55-59.
- Сухарева Л.М., Шубочкина Е.И. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков и пути решения // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Мат-лы межд. конгр. (Москва, 12-14 мая 2004). - М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. - Ч.3. - С.186-188.
- Сухарева Л.М., Павлович К.Э., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологические аспекты // Гигиена и санитария. - 2000. № 1. - С.48-52.