Толерантность в педагогике имеет два аспекта. Первый - это терпимость учителя к эмоционально не очень приятным ему ученикам. Именно на выработку умения быть терпимым, по детским понятиям «справедливым», должна быть нацелена методика подготовки учителя. При её достижении учитель будет чувствовать себя на занятиях более комфортно и, тем самым будет получать дополнительное удовлетворение от своей профессиональной деятельности. Соответствующим проблемам, которые связаны с преодолением стереотипов поведения и восприятия, посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных психологов. Они же дали и основу классификации этих стереотипов (А.А. Реан и Я.Л. Коломинский, 1999). В соответствующих работах намечены и возможные пути преодоления негативных сторон в поведении учителя, которые связаны с ролью ожидания учителем определённого поведения ученика.
Второй аспект толерантности в педагогике - это воспитание навыков толерантного поведения у обучающихся. В России в последнее время основное внимание в этом плане уделяется проблемам воспитания толерантных отношений между учащимися разных национальностей и конфессий. Сейчас в нескольких регионах нашей страны появились многочисленные диаспоры жителей других государств СНГ. Явные и неявные трения между ними и коренным населением привлекают себе самое широкое внимание. Эти трения могут продолжаться и во внеучебной обстановке. Конфликты на основе расовой нетерпимости в различных городах страны известны достаточно хорошо. В то же время надо отметить то обстоятельство, что многие из этих конфликтов происходят там, где воспитанию толерантности учащихся в период школьного обучения и во время пребывания в стенах Высшего или среднего профессионального образовательного учреждения не было уделено достаточного внимания. Проблемы межнациональных отношений в среде молодёжи волнуют не только российское общество. Соответственно за рубежом большое внимание уделяется изучению различных этнических групп и проблем межнациональных отношений. (См. например, книгу болгарской исследовательницы Е. Сачковой, 2000). При этом основное внимание уделяется проблемам культурного разнообразия и межнациональных, в первую очередь разноязычных контактов. Не случайно ЮНЕСКО объявила день 21 мая днём, когда весь мир отмечает культурное многообразие мира. Эта организация также приняла «Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о культурном разнообразии»1. Проводятся ежегодные международные конференции по проблемам межкультурных контактов, в частности в процессе образования. В то же время зарубежные исследователи практически уделяют мало внимания тем вопросам, которые наиболее актуальны для российской педагогики. В частности в них почти не уделяется внимания анализу межличностных напряжений, которые обусловлены принадлежностью учащихся к различным социальным группам. В зарубежных исследованиях, также как и в большинстве наших отечественных работ, главная роль отводится анализу сложившейся в том или ином случае ситуации. Вопросам же предотвращения этих ситуаций и выработке в процессе обучения навыков толерантного поведения учащихся внимания уделяется намного меньше. Нашей основной целью здесь как раз и является желание кратко указать на некоторые особенности воспитания толерантного поведения в процессе обучения.
Известно, что толерантное поведение - это разумная тактика при столкновении с различного рода противоречиями и напряжениями. Широко распространённым способом борьбы с конфликтными ситуациями является попытка уничтожить эти ситуации. На самом деле этот путь в принципе является тупиковым. Известно (см. например, В.Н. Романенко, 1997), что одной из общих черт мироздания является то, что при большом количестве однообразных по свойствам объектов, начинается их стратификация. Это верно, как в неживой, так и в живой природе и, конечно же, в социальной жизни. В результате возникает определённое многообразие, а на границах его областей возникают напряжения. Поскольку вся структура мироздания и, в частности, структура социальной жизни иерархична, то в случае снятия напряжений на одном уровне многообразия, напряжения переносятся на другой уровень. При этом их степень напряжённости часто становятся ещё большей. Таким образом, задача по предотвращению агрессивного разрешения противоречий сводится не к удалению источника напряжений, поскольку как следствие этого возникнут новые напряжения, а к переводу напряжений из конфликтной формы в более мирную форму, скажем в форму состязательную (см. Intercultural Education, 1999). В идеале педагог должен чётко понимать, что его задачей не являются бесплодные попытки по уничтожению напряжений и трений в коллективе учащихся и между педагогами и обучающимися. Задачей педагога является выработка знаний и умений в работе по преодолению вредных последствий межличностных трений. Это связано с разработкой не только теоретической, но и практической методики выработки навыков толерантного поведения. Вторым важным обстоятельством, которое должно учитываться в педагогической работе, является чёткое понимание того, что толерантное поведение связано с взаимодействием двух сторон. Часто встречается представление о том, что толерантность - это, прежде всего, некая уступчивость, стремление понять своего оппонента и т.д. Данное, безусловно справедливое, представление в то же время теряет свой смысл, если оппонирующая сторона воспринимает компромиссы, как часть капитуляции своего противника. Мировая политическая практика знает много примеров, иллюстрирующих это обстоятельство. Однако и в повседневной жизни учебного коллектива правильное толерантное поведение должно чётко ограничивать свои границы твёрдыми требованиями, основанными на признании взаимных интересов всех сторон конфликта.
Итак, проблема формирования толерантного поведения в учебном процессе может быть в первом приближении разбита на две задачи. Первая задача сводится к воспитанию, а часто и к самовоспитанию, толерантного поведения учителя.
Вторая сводится к воспитанию навыков толерантного поведения учащихся. Успешность в решении обеих этих задач чётко проявляется при непосредственном общении педагога и ученика, то есть в самом педагогическом процессе. В результате должен быть обеспечен необходимый эмоциональный фон педагогического процесса. Это, в свою очередь, влияет как на характер усвоения учащимися преподаваемых дисциплин, так и на профессиональную удовлетворённость педагога своей практической деятельностью.
Говоря о взаимодействии педагога и обучающегося необходимо, прежде всего, обратить внимание на его умение вести дискуссию. Естественно, что никто не спорит с тем, что это умение очень важно. Тем не менее, работ всерьёз освещающих эту проблему крайне мало. Одной из лучших в этом плане является работа Н.И. Панкратова, 1992. Умение вести диалог с учащимися связано с культурой речи преподавателя. (По этому поводу полезно ознакомится со сборником статей «Об ораторском искусстве», 1980). Толерантное поведение педагога проявляется в его умении вести дискуссию с оппонентом младшего возраста в уважительном стиле. Культура этого плана особенно важна при споре «старшего с младшим, учителя с учеником». Известно, что с ростом стажа все учителя приобретают элемент самоуверенности, а иногда авторитарности в любой беседе. Это особенно страшно именно при работе с детьми. В общественной жизни России исторически сложилась традиция агрессивного ведения дискуссий, без учёта мнений противной стороны (Н.И. Панкратов, 1992). Этот метод ведения дискуссии многократно тиражируется средствами массовой информации. Поэтому желательным является то, чтобы каждый преподаватель был знаком с успехами в области воспитания толерантного поведения, достигнутым за рубежом. Ряд достижений этого плана можно понять, ознакомившись со сборниками Multicultural Education, 1998 и Intercultural Education, 1999. В зарубежную педагогическую практику введён даже термин Мультикультурное обучение. Он означает обучение в среде разных (национальных, конфессиональных, расовых) культур. Вышло в свет даже специальное исследование по обучению детей национальных меньшинств в Швейцарии. Как мы уже писали, оно выполнено доц. Софийского университета Е. Сачковой, 2000. В мире и в России имеется большое количество тестов толерантности. Они включают в себя вопросы типа знаменитого «Что бы Вы сказали, если бы Ваша дочь вышла замуж за негра?» Однако, большинство этих тестов рассчитано на оценки таких проблем, как толерантность по отношению к курящим соседям или по отношению к ВИЧ инфицированным людям. Эти, несомненно, важные тесты сосредоточены на контроле и фиксации уже сложившейся ситуации, но они не уделяют внимания проблемам воспитания толерантности, что является основной задачей учителя школы.
Говоря о воспитании толерантного поведения учащихся, чаще всего обращают внимание на то, что одним из путей сглаживания противоречий в обществе является «знакомство друг с другом». Например, учащимся предлагается дать знакомство с условиями жизни инвалидов, основами других религий и т.д. Любой учитель, вне всякого сомнения, должен знать о таких приёмах и быть знакомым с необходимыми источниками информации, чтобы в случае необходимости быть готовым провести такое занятие. Однако он должен знать и другие методы формирования толерантного поведения. Для этого он должен чётко представлять, что толерантное поведение возникает при создании соревновательных условий в окружении. Сказанное означает, что ученик должен уметь находить контакты с любыми своими одноклассниками. Эта идея, как известно, использовалась А.С. Макаренко и описана в его книге
«Педагогическая поэма». Основной смысл этой идеи - сменный состав рабочих бригад, нацеленный на то, чтобы менялись взаимодействующие индивиды, и каждый воспитанник мог пройти через командные должности и проявить себя. В жизни это означает, что, например, учитель математики должен стоять иногда перед выбором тренировать ли постоянно особую команду для участия в олимпиадах, или же работать со сменным её составом, когда важнее выработка взаимодействия и взаимопонимания между членами команды. Задача обязательной победы при этом отходит на второй план. Иными словами - это реализация олимпийского лозунга: «Главное участие, а не победа». Мы полагаем, что у каждого учителяпрактика должен быть сборник примеров (самому их быстро не всегда возможно найти), показывающих особенности поведения и быта разных народов. Так, на уроке математики полезно рассказать, что десятичные дроби, корни, обратные тригонометрические функции и ряд других обозначений в США иные по отношению к Европе. Записи дат типа число, месяц, год характерны для России и Германии. Весь англоязычный мир пишет месяц, число, год, а в ряде азиатских стран пишут дату в порядке год, месяц, число. Эти внешне безобидные примеры, показывают разницу в мироощущении разных людей и позволяют ученику быть готовым к бесконфликтной и доброжелательной встрече с другой субкультурой. Преподаватели литературы в школе всегда подробно обсуждают Войну и мир Толстого. При этом во время занятий часто идёт речь о событиях 1805 года и о разгроме Наполеоном австрийской армии генерала Мака. В этом случае весьма полезно обратить внимание учащихся на следующий малоизвестный в широких кругах факт. Одной из причин поражения австрийцев в этом сражении было то, что русская армия опоздала прийти на встречу с австрийцами к назначенному сроку. Причиной этого опоздания явилось то, что дату встречи российские генералы считали по принятому в России юлианскому календарю, а австрийские генералы жили по григорианскому календарю. Взаимное непонимание и соответствующие упрёки были связаны с незнанием культурного обихода двух наций. Наполеон же, это факт календарных расхождений заранее учёл. Об этом он прямо пишет в своих мемуарах. Име
ется большое количество примеров такого рода, которые относятся к разным областям жизни и в то же время понятны и доступны учащимся. Эти примеры должны исподволь приводиться и обсуждаться на занятиях в течение всего периода обучения. Аналогичная работа должна проводиться и во время внеклассной работы. Комплексный характер требуемых для этого мероприятий очевиден. Только на основе подобной комплексной работы можно добиться положительных сдвигов в решении этой непростой проблемы.
С русским текстом декларации можно ознакомиться на http://unescodoc.unesco.org/images/ 0012/001271/ 12716m.pdf .