В нынешней непростой ситуации активная работа жизнеспособного негосударственного сектора, интегрированного в общенациональную систему, становится с каждым годом все более актуальной. Отличительная черта негосударственных учебных заведений - инновационность, внедрение авторских методик обучения и воспитания, многоуровневость, доступность, наличие гибкой и мобильной системы управления, отсутствие стереотипов и шаблонов в организации образовательного процесса. Не менее важно и то, что негосударственные школы и детские сады работают на принципах самофинансирования, что способствует развитию материально-технической базы. Данный опыт особенно ценен в свете изменений, происходящих в последние годы в сфере финансирования образования в России.
На сегодняшний день в Перми и Пермском крае начинает формироваться конкурентоспособная среда в сфере дошкольного образования. Однако показатель охвата детей в возрасте 1-6 лет в ДОУ составил в 2002 году -77,8%, в 2003 году -81,1%, в 2004 году - 77,7%, в 2005 - 75,5%, в 2006 году -70,9%, в 2007 году -74,0%. Показатель обеспеченности детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных учреждениях (на 1000 детей приходится мест) 680, 658, 630, 611, 734 и 740 соответственно. В связи с этим в городе остро стоит вопрос о формировании конкурентоспособной среды дошкольного образования, которое может осуществиться только через развитие системы негосударственного образования.
Ассоциация непрерывного гуманитарного образования «XXI век», в которую входят детский сад «Созвездие «Unicus», «Европейская школа «Ex professo» с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов», Прикамский современный социально-гуманитарный колледж, Прикамский социальный институт, Прикамский институт профориентации, Координационный центр непрерывного гуманитарного образования, стала в Перми одним из негосударственных образовательных холдингов, который имеет более чем десятилетний опыт работы. Непрерывность, взгляд на образование как на «социальный лифт», позволило создать качественно новую образовательную среду, характеризующуюся: единством методологии развития образовательного учреждения, преемственностью традиций качественного образования, единством технической и методической базы, единой кадровой политикой, внедрением и апробацией инновационных технологий по принципу преемственности, непрерывностью сопровождения развития ребенка, которое начинается в детском саду и продолжается при переходе ребенка в школу.
Недавно коллектив НОУ «Европейская школа «Ex professo» детский сад «Созвездие Unicus» стал лауреатом конкурса «Лучший детский сад России 2008». В 2005 году диплом академии творческой педагогики «Образцовый детский сад», в 2006 году победитель Европейского тура конкурса на лучший видеоролик об интерактивном уроке SMART, проводящемся компанией SMART Technologies, педагоги являются постоянными участниками российских и международных конкурсов. Недавно психолог Клишина получила звание «Образцовый учитель SMART».
Внедрение инновационных форм и методов работы, постоянное взаимодействие с муниципалитетом позволило стать самым крупным оператором по реализации муниципального заказа в Перми: в 2007 году было принято 125 детей по муниципальному контракту, а в октябре 2008 года по решению конкурсной комиссии в дошкольном учреждении был размещен муниципальный заказ на открытие 50 мест.
Однако не стоит полагать, что Ассоциацию не коснулись проблемы, связанные с неотрегулированностью негосударственного рынка образовательных услуг. Это и отсутствие разработанной нормативно-правовой базы, регулирующей правое поле функционирования негосударственных дошкольных учреждений, и неравные стартовые позиции для муниципальных и негосударственных детских садов, отсутствие единого норматива содержания ребенка в дошкольных учреждениях различных типов собственности, что приводит к сокращению финансирования НДОУ (компенсация по муниципальному заказу осуществляется в НДОУ за 7 месяцев в зависимости от срока пребывания ребенка, хотя оплата даже за коммунальные услуги рассчитывается на весь год), и отсутствие системы подготовки кадров для работы в негосударственных учреждениях, учитывающее специфику управленческой деятельности, способов формирования среды, образовательного и воспитательного процесса.
Наш опыт, можно назвать уникальным, так как даже в очень сложных социально экономических условиях детский сад развивается, существует список очередников, которые ждут, когда освободятся места. Есть перспективы развития через создание мини детских садов с различной направленностью (логопедической, аллергологической, здоровьесберегающей и т.д.), что отвечает запросам общества и является основой формирования здорового конкурентоспособного рынка образовательных услуг в Перми и Пермском крае.