Существует мнение о низком качестве образования в негосударственном секторе высшего образования. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в стране 755 государственных вузов, государственную аккредитацию имеют 96%, 674 негосударственных высших учебных заведения, из них 66,4% аккредитованы. По-другому обстоит дело с филиалами: из 1428 государственных аккредитацию имеют 72,7%, негосударственных филиалов 746, аккредитовано 77,7%[1].
Количество филиалов значительно превышает количество вузов. Они открыты практически во всех крупных районных центрах регионов России. Образовательный процесс и условия для его осуществления зачастую не выдерживают критики, тем не менее, они существуют и открываются новые. В филиалы государственных вузов привлекает диплом, а в негосударственных более низкая стоимость обучения, но что характерно для большинства филиалов формальное отношение к образованию. Не возможно вести качественно образовательный процесс вузу или филиалу, находящемуся в 3-4 комнатах и в местности, где нет других высших учебных заведений. Миф о том, что для проведения занятий будут приезжать преподаватели головного вуза, рассеивается очень быстро, поскольку ведущий, опытный преподаватель найдет себе дополнительный заработок, не выезжая за пределы родного города и не испытывая командировочных неудобств.
Такие учебные заведения работают ради прибыли и формируют в общественном сознании негативное отношение к негосударственному образованию.
Опыт работы негосударственного сектора образования подтверждает его оперативное реагирование на изменения, происходящие на рынке труда и в экономике, значительно снижает нагрузку на бюджет. Это обусловлено финансированием со стороны потребителей образовательных услуг, независимостью планирования расходов от бюджета, хорошим материальнотехническим обеспечением и мобильным управлением деятельностью учебного заведения. Современный негосударственный сектор высшего образования молод, возродившийся в период кризиса в начале 90 годов XX века, на пути становления преодолевает различные препятствия: проблемы правового и налогового регулирования деятельностью вузов, арендные отношения и ряд других факторов тормозящих его развитие. С появлением негосударственного сектора высшее образование стало доступным для работающего населения и молодежи, не имеющей возможности поступить на «бюджет» в государственные вузы или оплачивать образование на «коммерческом» отделении. Услуги негосударственного сектора образования в три-пять раз дешевле.
Большинство студентов учатся на заочном отделении, как правило, имеют среднее профессиональное образование, опыт работы, и, поступая в негосударственный вуз, делают осознанный шаг. Работающий по специальности и занимающий определенную должность студент не будет платить за образование не получая знаний.
Особенно значима роль негосударственного образования в крупных промышленных регионах Урала. В Пермском крае работает 13 негосударственных высших учебных заведений, из них 5 самостоятельных, в 2007-08 уч. году в негосударственных вузах региона обучалось 12036 человек, в 2008-09 уч. году эта цифра составляет 16436 человек[2].
Самым крупным в Прикамье среди негосударственных является Прикамский социальный институт, растущая численность абитуриентов подтверждает доступность и востребованность образования.
Основными видами деятельности института, звена «Ассоциации непрерывного образования XXI век» являются реализация государственных образовательных стандартов на трех уровнях: среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования, реализация стандарта высшего профессионального образования. А также обучение по дополнительным образовательным программам и программам профессиональной переподготовки.
Конкурентоспособность вуза характеризуется рядом показателей, определяющих выбор потребителей, это предоставление качественных образовательных услуг, отвечающих требованиям по соотношению цены и качества.
Выпускники вуза, а их численность на сегодняшний день составляет более 2000 человек не только жители Перми и края, но и представители Тюменской, Свердловской, Кировской областей, Москвы, Самары, Республик Татарии и Удмуртии, Краснодарского края и других регионов.
Отрадным является тот факт, что наши выпускники, не отмечены среди клиентов служб занятости. Их приглашают на работу после прохождения практики, отделы кадров предприятий и организаций регулярно присылают информацию по имеющимся вакансиям. У большинства выпускников успешная карьера в бизнесе, управлении, в социальной сфере и юриспруденции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Комитет Государственной Думы по образованию. Материалы круглого стола « роль негосударственных вузов в условиях становления новой модели высшего профессионального образования».26 февраля 2009г. Москва
- Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. 15.12.2008 № СП-29-10/538. Статистическая информация.