Кроме L. monocytogenes известны и другие виды: L. grayi, L. murreyi, L. innocuai, L. welshimeri, L. seeligeri, l. ivanovii.
В инструктивные документы «Лабораторная диагностика листериоза животных и людей, меры борьбы и профилактики» (М., 1987) внесены изменения, по которым диагноз считается установленным при положительных результатах в РНФ (реакция нарастания титра фагов), выделении листерий и результатов биопроб. Методические рекомендации утверждены (М., 1996) и СП 3.1.088-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных».
В рекомендациях не уделено внимания оценке результатов серологических исследований, выявлению иммунологического фона, носительства, реконвалесцентов.
При листериозе многообразны механизмы передачи возбудителя: фекально-оральный, контактный, аспирационный, трансплацентарный. Листериоз пищевая инфекция. Заражение человека происходит алиментарным путем при употреблении молочных продуктов, продуктов моря, рек, мяса от больных животных, овощей с овощехранилищ, где не соблюдены санитарные нормы хранения и где водятся крысы. Возможно профессиональное заражение ветеринаров, работников боен, мясокомбинатов, животноводческих ферм, акушеров, гинекологов.
Диагноз листериоза представляет трудности в связи с многообразием клинических проявлений, отсутствием четких анамнестических и эпидемиологических данных, а также длительностью бактериологического исследования до 2-4 недель. На листериоз исследуют слизь из носоглотки при ангинозной форме, отделяемое глаз глазной форме, кровь и СМЖ при сепсисе, менингитах, энцефалитах, менингоэнцефалитах, меконий от новорожденных, околоплодную жидкость, плаценту, отделяемое родовых путей у женщин, родивших мертвых или больных детей, материал от мертворожденных.
В рамках эпизоотологического обследования на ООИ исследовали грызунов и других диких животных, клещей, которым отводится важная роль в инфицировании внешней среды и формировании природных очагов.
При бактериологических исследованиях использовали метод «холодового обогащения» с добавлением в среду накопления УИС (угольный иммуноглобулиновый сорбент). При исследовании сывороток ставили РА с цветным диагностикумом, РСК с цитоплазменным антигеном, НРИФ, РНГА. При постановке ПЦР использовали листериомоно ампли-тест для выявления ДНК листерий с праймерами для фрагмента гена листериолизина hly-A (положительные результаты были получены с 15-ю типовыми и коллекционными штаммами листерий).
При исследовании 75 пулов клещей, внутренних органов биопробных животных в некоторых пробах выявили одновременно ДНК листерий и туляремийных микроорганизмов, а также ДНК листерий и ДНК боррелий, что указывает на возможность развития микст-инфекций при нападении и присасывании клещей к коже человека.
При серологическом скрининге в сыворотках людей (более 5000 человек) выявляли антитела к листериям 1/2а, 4в серогрупп в титрах 1:100 - 1:3200. Учитывая, что у листерий имеются общие антигены с стафилококками, тифо-паратифозными бактериями, проводили адсорбцию этих сывороток смесью антигенов и отмечали снижение титров антител к листериям. Иммуноглобулины к листериям выделяли из пула сывороток людей (1:400-1:3200), красили ФИТЦ. Специфичность флюоресцирующих иммуноглобулинов подтверждена в РИФ с коллекционными штаммами листерий.
Таким образом, диагноз листериоза может быть заподозрен или поставлен при достоверной разности титров антител в парных сывороток больных с характерной клинической картиной (РА с цветным диагностикумом, РСК, НРИФ, РНАГ), при исследовании СМЖ (НРИФ, ПЦР, ИФА, бак. анализ, микроскопия) и бактериологическом исследовании методом обогащения с УИС.