Для гистохимического анализа пробы доставляли на льду для последующего приготовления срезов в криостате. Препараты окрашивали соответствующими красителями для выявления общих липидов, фосфолипидов, рибонуклеопротеидов (РНП), дезоксирибонуклеопротеидов (ДНП) (Лилли, 1969), окислительно-восстановительных ферментов (Пирс, 1962).
Начиная с 1982 года по 1990 год, зарегистрировано всего 10% особей всех трех видов осетровых, в печени которых не было обнаружено патологических изменений. В остальных случаях (90%) изменения в печени зарегистрированы от воспалительных явлений, дистрофии до некробиоза и некроза, что свидетельствует о прогрессирующем характере развития патологических нарушений.
Дальнейшие наблюдения, проведенные с 1990 по 1995 годы, выявили заметное увеличение числа случаев с условной нормой до 40% в печени рыб. В тот же период времени, включая последующие годы, не было зарегистрировано случаев некроза. В соответствие с регрессией патологических нарушений, свидетельствующей о регенерации в печени, возрастала и функциональная активность в виде снижения количества липидов, увеличения РНП, ДНП и активности дыхательных ферментов. Кроме того, встречались двуядерные гепатоциты, как признаки активности и пролиферации клеток, способствующие развитию репарации. В 1995-2005 годы заметно сократились случаи до 30% и тяжесть деструктивных явлений в печени, скелетной мышце и гонадах.
Накопленные многолетние материалы позволяют использовать гистохимические методы для характеристики морфофункционального состояния каспийских осетровых.
Полученные данные выявляют динамику качественных изменений деструктивного и репарационного характера, на основе чего возможно прогнозировать пределы толерантности популяции рыб, обитающих в неблагоприятных условиях внешней среды.