В эксперименте на 20 половозрелых беспородных собаках нами изучен ряд показателей свертывания крови в условиях нарушенного регионарного кровоснабжения тонкой кишки. При этом животные были разделены на 2 равные группы. Первая группа (10 собак) включала животных, которым не проводилось лечение гепарином, вторая (10 собак) состояла из животных, которые получали интраоперационную гепаринотерапию.
Под тиопентал-натриевым наркозом (40-45 мг/кг массы тела) после обработки операционного поля раствором антисептика выполняли срединную лапаротомию. В рану выводился проксимальный участок подвздошной кишки. На аналогичных участках органа лигировались краевые мезентериальные сосуды в пределах двух аркад верхней брыжеечной артерии таким образом, что из кровотока оказывались выключенными 16-20 пар прямых сосудов подвздошной кишки. Забор крови производился спустя 20 минут после перевязки брыжеечных сосудов из венозного сосуда ишемизированного участка, причем у животных первой группы без предварительного введения гепарина в околососудистую клетчатку брыжейки тонкой кишки. Собакам второй группы после лигирования брыжеечных сосудов производили струйное введение гепарина в паравазальную клетчатку брыжеечных сосудов, находящихся проксимальнее ишемизированного участка тонкой кишки, в дозе 200 ед/кг массы тела в 2 мл 0,9 % раствора хлорида натрия с последующим наложением зажима на место вкола иглы и перевязкой его лигатурой. Определяли время свертывания крови по Ли-Уайту, протромбиновое время, протромбиновое отношение и активность антитромбина III.
В раннем послеоперационном периоде погибли 2 собаки из первой группы. Причиной летальных исходов явился тромбоз брыжеечных сосудов тонкой кишки. В остальных наблюдениях послеоперационный период протекал гладко.
Исследованиями установлено, что у животных из первой группы через 20 минут после перевязки сосудов в исследуемом участке органа регистрировалось незначительное изменение показателей свертывающей системы крови, а разница между ними была недостоверной. Так время свертывания венозной крови увеличивалось лишь на 4,6 % (P>0,05). Протромбиновое время и протромбиновое отношение практически не отличалось от контрольных данных. Вместе с тем, возрастала антисвертывающая активность венозной крови, о чем свидетельствовало достоверное нарастание активности антитромбина III - на 19,38 % (P<0,05).
У животных второй группы спустя 20 минут после лигирования брыжеечных сосудов отмечалось увеличение свертывания венозной крови в 1,5 раза (P<0,05), достоверное увеличение активности антитромбина III, что, по нашему глубокому убеждению, было связано с диффузией гепарина из паравазальной клетчатки брыжейки тонкой кишки в сосудистое русло.
После проведения релапаротомии у животных первой группы в брюшной полости, в подавляющем большинстве случаев, был обнаружен значительный спаечный процесс. Последний был представлен множественными спайками между париетальной брюшиной, смежными органами, большим сальником и ишемизированным участоком подвздошной кишки. У животных второй группы спайки были единичными, а у половины животных отсутствовали.
Таким образом, проведенные исследования показали, что в условиях ишемического повреждения тонкой кишки у негепаринизированных животных происходила умеренная активизация антисвертывающей системы крови без существенного изменения ее коагуляционных свойств. Это обстоятельство, повидимому, объяснялось повышением содержания гепарина в крови поврежденного участка органа, и как следствие, быстрым нарастанием активности анти
тромбина III с одновременным ингибированием образования тромбина. Интраоперационное введение гепарина в околососудистую клетчатку брыжейки тонкой кишки с созданием депо препарата и последующим его переходом в сосудистое русло явилось ключевым моментом в улучшении реологических свойств крови и профилактике спайкообразования.