В работе использованы половозрелые самцы рыжей полевки (n=122), отловленные в течение бесснежного периода на 4х участках: импактном (в 1-2 км от факела выбросов), буферном (в 4-6 км) и двух контрольных (в 20 и 30 км, региональный фон). Добытых зверьков подвергали морфофизиологическому обследованию, вычисляли генеративный индекс (отношение веса семенника к весу тела). В расчетах использовали средний вес семенника (мг), вес тела без учета пищевого комка (г). Проведен гистологический анализ семенников (n=58), парафиновые срезы готовили по стандартным методикам (Роскин, 1951).
Среди широкого спектра загрязнителей в изучаемом районе особое значение принадлежит Pb и Cd, негативное влияние которых на репродукцию известно давно. Специальные исследования показали (Мухачева, 2005), что в импактной зоне уровни суточного потребления Cd самцами рыжей полевки (0.4-1.8 мкг/г массы тела) близки к дозам, при которых у мышевидных грызунов в условиях эксперимента регистрируются токсические эффекты. При хроническом суточном поступлении Cd в организм в дозе 1 мкг/г веса тела наблюдаются повреждения в тестикулах и эпидидимисе (Parizek, 1983), при этом регистрируются патологические изменения эндотелия сосудов семенника и разрушение эпителио-сперматогенного слоя (Красовский и др., 1975; Кобелева, 1980).
Анализ морфофизиологических параметров показал, что зверьки с фоновых участков отличаются большими весом тела (25.0-26.4 г против 24.3-23.6 г на буферном и импактном) и абсолютной массой семенника (416 мг против 405-385 мг соответственно). В то же время, достоверных изменений генеративного индекса не зарегистрировано (16.7 мг/г на фоне, 16.8 - на буфере, 16.3 - в импакте).
В ходе гистологического анализа микроструктуры семенников половозрелых особей рыжей полевки, отловленных в градиенте химического загрязнения, выявлены патоморфологические изменения, затрагивающие как герминативную часть органа, так и его микроциркуляторную систему. Среди нарушений, касающихся канальцевого пространства, преобладали атрофия извитых семенных канальцев и дезорганизация клеток эпителио-сперматогенного слоя. В ряде случаев наблюдалось появление в просвете канальцев многоядерных гигантских клеток, инкапсулированных включений ядерного материала, опустошение канальцев и очаговый некроз. Патоморфологические изменения в микроциркуляторной системе наблюдались как в строме семенника, так и в сосудистом русле капсулы. Типичными нарушениями гемодинамики являлись утолщение стенки сосудов, сладжирование эритроцитов, выпадение зерен гемосидерина, периваскулярный отек. Отмечали расслоение кровяной массы на эритроцитарную и плазму, а также частичный гемолиз. У животных, отловленных вблизи факела выбросов (импакт), регистрировали плазморрагические явления.
Анализ изменений, отмеченных у животных в градиенте химического загрязнения, позволил сделать вывод о разнонаправленном характере наблюдаемых отличий. Доля самцов, имеющих нарушения в канальцевой части семенника, минимальна в импактной зоне, максимальна на фоновом участке (30й км). Обратная зависимость отмечена для нарушений гемодинамики гонад: максимальные значения зарегистрированы у зверьков, отловленных в непосредственной близости от источника эмиссии, промежуточные на буферном и фоновом (20й км) участках, минимальные на ненарушенной территории в 30 км от факела выбросов.
Основные причины различий в микроструктуре гонад интенсивность и длительность воздействия загрязнителей, а также избирательная элиминация особей. В импактной зоне происходит интенсивная ротация зверьков, поскольку население рыжей полевки не может поддерживать стабильную численность в течение жизненного цикла и постоянно пополняется за счет миграции зверьков с буферных территорий (Мухачева, Лукьянов, 1997). Вероятно, поэтому уровень нарушений эпителио-сперматогенного слоя здесь минимальный. В то же время, система крови чутко и оперативно реагирует на внешние воздействия, нарушения в гемодинамике обнаруживаются практически у всех особей, даже кратковременно находившихся в зоне интенсивного техногенного воздействия.