Поднашим наблюдением находились 60 больных неспецифическим язвенным колитом и 40 больных болезнью Крона толстой кишки в возрасте 27-60 лет. Активность эластазы сыворотки крови изучали по методу С. А. Тужилина и соавт. (1971), содержание оксипролина, соединенного с коллагеноподобным белком плазмы в сыворотке крови - по методу М.А. Осадчука и В.М. Капустина (1987), содержание гликозаминогликанов в сыворотке крови - по методу Б.Ф. Мурашова и соавт. (1986).
В группе практически здоровых лиц активность эластазы сыворотки крови (ЭЛ) составила 0,18± 0,02 мкг/мл*мин, концентрация белковосвязанного оксипролина (БОП) 0,23 ±0,02 мг/мл, гликозаминогликанов (ГАГ) 0,21 ±0,02 г/л.
Изучение маркеров метаболизма соединительной ткани свидетельствует о фазности их изменений в период обострения и ремиссии неспецифического язвенного колита. Так, в период обострения неспецифического язвенного колита нами отмечена высокая эластолитическая активность сыворотки крови 1,88± 0,06 мкг/мл*мин (p<0,05 по сравнению с показателем у практически здоровых лиц). При этом активность ЭЛ коррелировала с наличием крови в кале и частотой стула, отражающих выраженность деструктивного компонента воспаления при неспецифическом язвенном колите (r 0,67, 0,82). Отсутствие у большинства больных неспецифическим язвенным колитом перфораций толстой кишки, повидимому, можно объяснить высоким содержанием в плазме крови БОП (0,84 ±0,05 мг/мл, p<0,05 по сравнению с показателем у практически здоровых лиц) и ГАГ (0,45 ±0,05 г/л, p<0,05 по сравнению с показателем у практически здоровых лиц), характеризующих выраженность коллагеносинтетических процессов. В период ремиссии неспецифического язвенного колита наблюдается снижение активности ЭЛ (0,64 ±0,05 мкг/мл*мин), БОП (0,68± 0,02 мг/мл) и ГАГ (0,38± 0,03 г/л) по сравнению со значениями в период обострения (p<0,05).
Изучение метаболизма соединительной ткани у больных с болезнью Крона свидетельствует о высокой активности ЭЛ сыворотки крови в период обострения заболевания (0,94 ±0,04, p<0,05 по сравнению с показателем у практически здоровых лиц). В тоже время следует подчеркнуть, что эластолитическая активность сыворотки крови у больных с болезнью Крона была в два раза ниже, чем при неспецифическом язвенном колите. Повышение концентрации ЭЛ сыворотки крови сочеталось с высоким уровнем БОП (1,59 ±0,08 мг/мл, p<0,05 по сравнению с показателем у практически здоровых лиц) и ГАГ (0,76 ±0,05, p<0,05 по сравнению с показателем у практически здоровых лиц). Содержание БОП и ГАГ сыворотки крови было в 1,5-2,0 раза выше чем, при неспецифическом язвенном колите (p<0,05), что подчеркивает особенность течения данной патологией с преобладанием избыточного развития соединительной ткани. Это кардинально отличает болезнь Крона от неспецифического язвенного колита. В фазе начинающей ремиссии при болезни Крона содержание в крови всех показателей метаболизма соединительной ткани уменьшалось, но не достигало контрольных цифр. Так, активность ЭЛ в сыворотке крови в 2-3 раза превышала нормальные значения (0,46 ±0,04, p<0,05 по сравнению с показателем в период обострения). Подобная же тенденция отмечалась и в отношении БОП (1,23 ±0,08, p<0,05 по сравнению с показателем в период обострения) и ГАГ (0,54± 0,03, p<0,05 по сравнению с показателем в период обострения). Сохраняющиеся изменения в метаболизме соединительной ткани в период ремиссии болезни Крона позволяют прийти к заключению, что данный период заболевания сопровождается выраженными изменениями соединительной ткани и его следует рассматривать как активный патологический процесс с избыточным коллагенообразованием.
Таким образом, показатели метаболизма соединительной ткани - ЭЛ, БОП и ГАГ могут использоваться в качестве дополнительных методов контроля за течением воспалительно-деструктивных процессов в толстой кишке и верификации фазы заболевания при неспецифическом язвенном колите и болезни Крона.