Цель работы - провести сопоставления данных комплексной оценки иммунного и метаболического статуса жителей г. Калининграда (n =98), результатов анкетирования по выявлению иммунной недостаточности (n=145) и данных определения фенотипа HLA-антигенов (n=420), полученных современными методами анализа.
Результаты и их обсуждение. Для иммунного статуса жителей города характерны низкие показатели клеточного звена иммунитета. Содержание Тлимфоцитов 45,3±1,6 %. (р< 0,05, в сравнении с данными у жителей соседних регионов). Это же касается CD4+ (Т-хелперов), что составило 20,2±1,2 %. Наличие на мембране лимфоцита кластера дифференцировки CD8+ типично для клеток с цитотоксической и супрессорной активностью: число их было снижено (14,7±0,9 %) в сравнении с данными по другим регионам. Сходная тенденция установлена по индексу отношений между Тхелперами и Т-супрессорами.
Анализ показателей гуморального звена иммунитета выявил иные тенденции. Содержание Влимфоцитов составило 6,1±0,52 %, что достоверно ниже (р<0,05) показателей гг. Санкт-Петербурга, Витебска, Москвы. Однако функции этих клеток достаточно высоки и содержание основных классов сывороточных IgА, IgМ и IgG не отличалось от их уровня у жителей других климато-географических регионов.
Функциональная активность лейкоцитов определялась по основным показателям фагоцитоза:фагоцитарный показатель равен 68,05±1,8 %, фагоцитарное число - 4,6±0,2, интегральный фагоцитарный индекс - 3,15±0,018 %, что незначительно отличается от «нормативных» значений для жителей Северо-Западного региона и Республики Беларусь. Активность миелопероксидазы в промиелоцитах у женщин составила 1,745 ±0,001, а у мужчин - 1,134 ±0,001. Средний цитохимический коэффициент содержания катионных белков составил 0,209 ±0,003. У 24,6 % обследованных обнаружены дисфункции метаболизма иммунных клеток с преобладанием кислородзависимых факторов микробицидности фагоцитарной системы. Подтверждено положение о прямой зависимости между функциональной активностью иммунокомпетентных клеток и уровнем их метаболизма. Все это свидетельствует о нарушениях фагоцитарного звена иммунитета и может быть обозначено как региональный синдром гипорезистентности. Картина изменений Т-звена иммунитета вполне укладывается в так называемый супрессивный тип иммунного статуса как вариант нарушений иммунорезистентности.
Результаты анкетирования выявили неоднородность иммунологической недостаточности, что составило группы риска по инфекционному, атопическому и аутоиммунному синдромам нарушений иммунитета.
Инфекционный синдром иммунологической недостаточности выявлен в 67,3 % случаев. Основные проявления этого синдрома: хронические неспецифические заболевания легких и острые респираторно-вирусные инфекции бактериальные, грибковые инфекции кожи, афтозные стоматиты, дисбактериозы, урогенитальные инфекции, лимфоаденопатии и лихорадка невыясненой этиологии.
Признаки атопического синдрома с иммунными нарушениями установлен у 25,4 % обследованных. Клинически это аллергические заболевания кожи (атопический дерматит), дыхательных путей (аллергический ринит, поллиноз) и реакции на различные антигены, в частности медикаменты (анафилактический тип лекарственной аллергии).
Аутоиммунноый синдром иммунологической недостаточности обнаружен у 7,1 % лиц с нарушениями иммунитета. В формировании аутоиммунного синдрома немаловажную роль играет травма и заболевания почек. Первоначальная посттравматическая недостаточность сопровождается образованием аутоантигенов и переходом в иммунное поражение. У лиц с аутоиммунным синдромом выражена связь с наличием в семье наследственных и аутоиммунных заболеваний.
Выявленные синдромы иммунологической недостаточности это определенные функциональные фенотипы иммунорезистентности. Повидимому, в основе типологии лежат генои фенотипические индивидуальные характеристики иммунных нарушений. Важным представляется изучение ассоциаций между HLA-антигенами и типами клеточно-метаболических реакций при различных синдромах иммунологической недостаточности.
В этой связи интерес представляет изучение особенностей иммунного ответа на иммунизацию, в частности, стафилококковым анатоксином, ассоциированного с системой HLA-антигенов. Фактический материал в пользу связи системы HLA c генами иммунного ответа накоплен при изучении силы иммунного ответа в зависимости от HLAфенотипа при иммунизации различными антигенами. Этот классический подход позволил говорить о феномене генетической регуляции иммунного ответа и его специфичности у человека по отношению к целому ряду бактериальных, вирусных и других сложных белковых антигенов.
Проведен анализ фенотипа антигенов-HLA крови доноров и лиц с различными синдромами иммунологической недостаточности. Предварительно был определен фенотип HLA антигенов у доноров по группам крови: 01 группы 155 человек, А11 группа 135, В111 130 (n=420). Обследованные доноры составили две группы.
В первую группу вошли доноры со слабым иммунным ответом на иммунизацию стафилококковым анатоксином (титр антител до 3 МЕ).
Вторая группа - лица с сильным иммунным ответом (титр антител больше 6 МЕ). Установлены часто встречающиеся фенотипы HLA.
Распределение антигенов-HLА в группе слабо отвечающих доноров показало, что в фенотипе данной группы лиц выявлялись антигены-HLA по локусу A2 (52,94 %), А3 (17,65 %), а по локусу В- В7 (41,18 %), по локусу С - С3 (17,65 %), С4 (17,65 %). Реже встречались антигены HLA-А1, В8,В15, В16, В18, а антиген В22 вообще не обнаружен. При этом достоверно значимыми являются положительные ассоциативные связи HLA-В7 (р<0,05, RR=2,1) и отрицательные ассоциативные связи низкого иммунного ответа с антигенами HLA-А1 (р=0,01, RR=0,3), В15 (p=0,02, RR=0,2).
Результаты вычисления частот HLAгаплотипов и величин неравновесного сцепления показали, что наиболее часто в данной группе лиц встречались гаплотипы HLA-А2В7, А9В8, 2В35, А2В5, А10В40. Причем гаплотип А2В8 имеет не только высокий уровень распространенности, но и высокий показатель неравновесного сцепления аллелей. При этом у слабо отвечающих доноров в сравнение со здоровыми достоверно чаще определялись гаплотипы А2В35, А9В8, А2В7 и реже - HLAА1В5, А2В16, А2В15.
Распределение антигенов-HLA у высоко отвечающих на анатоксин доноров показало, что в данной группе определялись все антигены HLA-А и В локусов. При этом чаще обнаруживались фенотипы антигенов HLA-А1, А2, А9, А10. Антигены А3 определялись в 46,15 % случаев, а А2 46,15 %. Сходная частота обнаружения HLA-антигены по локусу В - В7 (46,15 %), В35 (38,46 %), а по локусу С - С4 (38, 46 %). Редко обнаруживались антигены HLA-А19, В16, В17, В18, В21, В40 и В41.
С целью изучения аспектов генетической детерминации иммунологической недостаточности, проведено исследование роли факторов HLA-ассоциированной предрасположенности в инициации инфекционного, атопического и аутоиммунного синдромов. В исследуемых группах определялись практически все идентифицируемые антигены-HLA-А, -В, -DR локусов, за исключением антигенов HLA-В15, В41, которые не были обнаружены в фенотипе обследуемых. Сравнительный анализ результатов исследования показал, что у лиц с инфекционным синдромом преобладали в фенотипах антигены HLA-А1, А2, В7, В14, В18, В21, В27, DR4, частота которых существенно отличалась от частоты этих антигенов в группе здоровых лиц. По результатам вычисления частот HLA-гаплотипов и величин неравновесного сцепления для аллелей А и В наиболее распространенными в данной группе лиц являлись гаплотипы HLA-А1В5, А2В7, А2В27, А1В8. У лиц с атопическим и аутоиммунным синдромами имелись различия в распределении HLAантигенов, обусловленные наследственной отягощенности аллергическими заболеваниями. У этих лиц чаще встречались антигены HLA-А3, DR5, А19, B22, DR7, В8. Для В8 и соответствующих гаплотипов с В8 характерен высокий, гиперергический иммунный ответ по гуморальному типу.
Следовательно, обнаружена высокая частота встречаемости фенотипов HLA - А1, В7, А3, В35. Так, для В35 характерно нарушения гомеостаза микроэлементов и синтеза белков. Положительная ассоциация имелась между фенотипами иммунорезистентности с определенными типами метаболизма и антигенами гистосовместимости (антигеныHLA). По-видимому, при клинически выраженных атопическом и аутоиммунном синдромах иммунологической недостаточности для каждой семьи должен выявляться "собственный" HLA-гаплотип. По нашим наблюдениям, варианты иммунорезистентности, определяемые иммунологическими сдвигами и клеточно-метаболическими изменениями, ассоциированы с фенотипом HLAантигенов, которые детерминируют антигенные, рецепторные и регуляторные функции. что, повидимому, может служить маркером доклинических нарушений иммунитета, предрасположенности к возникновению и особенностями течения разнообразных синдромов иммунологической недостаточности.
Заключение. Показана важность комплексного исследования системы иммунитета, включающего показатели иммунного статуса, метаболической активности (типами метаболизма) иммунокомпетентных клеток и ассоциации их с антигенами гистосовместимости, или системой HLAантигенов. Особенностью иммунограммы у здоровых жителей г. Калининграда является супрессивный вариант иммунного дисбаланса. Установлено распространение иммунологической недостаточности в целом и отдельно в инфекционном, атопическом и аутоиммунном синдромах, что открывает возможности для выделения функциональных фенотипов иммунорезистентности, тесно сопряженных с антигенами-HLA, и разработки дифференцированного подхода к оценке состояния здоровья и донозологических состояний.