Изучались особенности адаптационных реакций центральной и периферической гемодинамики на локальную статическую нагрузку возрастающей мощности (15%-30%-45% от МПС мышц сгибающих кисть) в зависимости от возраста, пола, индивидуально-психологических черт личности. Испытуемыми были лица обоего пола 15-22 лет.
Установлены некоторые критерии высокой функциональной готовности системы кровообращения при срочной адаптации к мышечным нагрузкам до произвольного отказа. К ним относится: увеличение УО сердца при нагрузках любой мощности (при 2-х типах адаптации, связанных с увеличением или уменьшением УО), низкая интенсивность рабочих параметров центрального и периферического кровообращения, высокий уровень послерабочей гиперемии в сосудах работавших скелетных мышц, высокий уровень физической работоспособности в зонах любой мощности в сочетании с высокими темпами восстановления при повторной работе.
Психологическое исследование показало, что состояние функции внимания в большей мере влияет на показатели работоспособности у юношей, чем у девушек, как и высокая мотивация к успеху. В условиях мышечной деятельности наиболее высокие корреляции отмечены между уровнем работоспособности и показателями экстраверсии. Объемная скорость кровотока высоко коррелировала с показателями подвижности нервных процессов. Обнаружена связь между эффективностью адаптационных реакций периферической гемодинамики и типом мануальной асимметрии.
Проведенные исследования показали эффективность использования повторных мышечных нагрузок локального характера, выполняемых до произвольного отказа, для оценки функционального состояния не только системы кровообращения, но и всего организма. Существуют представления о том, что сердечно-сосудистая система является индикатором функционального состояния организма в целом. Метод повторных нагрузок является более информативным по сравнению с методом применения однократных нагрузок, широко используемого в возрастной физиологии. Он может быть использован не только для выявления морфо-функциональной зрелости организма человека, но и при контроле за эффективностью учебно-тренировочного процесса в физической культуре и спорте, при спортивном отборе, при реабилитации.