Материалы и методы: определяли наличие антигенов HSV2 и хламидий в аутопсийных тканях и крови плодов и погибших детей, а также антител IgA, IgM и IgG к CMV, HSV1/2, Chlamydia, T.gondii, M.hominis&pneumoniae методом иммуноферментного анализа. Серопозитивностью считалось наличие диагностических титров антител и выше (согласно инструкциям к тестсистемам ЗАО «ВЕКТОР-БЕСТ», «НИАРМЕДИК», «ХЕМА», Россия). Определение антигенов и антител классов IgМ и IgA расценивалось как острая инфекция.
Был исследован патологоанатомический материал в 75 случаях репродуктивных потерь: 5 -самопроизвольных абортов на ранних этапах, 11- поздних самопроизвольных абортов, 22 -прерываний беременности в сроках гестации от 21 до 28 недель по медицинским показаниям (пороки развития и антенатальная гибель плода), 14 -мертворождений, 23 -ранняя детская смертность доношенных и недоношенных детей. Патологоанатомические диагнозы плодов и погибших детей (в большинстве случаев регистрировавшихся в сочетаниях и явившихся и причиной их смерти) были следующими: пороки развития - 55, поражения дыхательной системы - 67, поражения ЦНС - 16, желудочно-кишечного тракта -17, сердечно-сосудистой системы - 2,, выделительной системы - 2, фето-плацентарного комплекса (ФПК) - 51 случай соответственно. При анализе историй болезни матерей и протоколов вскрытий детей было отмечено, что в большинстве случаев были зарегистрированы либо инфекционные воспалительные заболевания у матери, либо патоморфологические признаки инфицирования плаценты или внутриутробного инфицирования плодов и детей.
Результаты:
- В исследуемой группе репродуктивных потерь регистрировалась значительная серопозитивность к возбудителям инфекций группы TORCH: ЦМВ - 38,0%, ВПГ1/2 - 59,3%, хламидиям - 28,6%, токсоплазмам -21,8%. При этом острые инфекции составили 3,7%, 1,9%. 8,0% и 2,2% соответственно.
- Антиген ВПГ в тканях и в крови плодов и погибших детей обнаруживался в 51,3% и 44,4% случаев соответственно, антиген хламидий в тканях в 53,8% случаев.
- При поражениях дыхательной системы процент выявления IgA-антихламидийных антител (процент острых инфекций) составил 14,3%, а выявление хламидийного антигена в тканях 68,2%. Процент серопозитивности к герпесвирусам увеличился по сравнению с таковым в общей исследуемой группе и составил для ЦМВ41,7%, ВПГ1/2 - 78,6%.
- У детей с множественными внутриутробными пороками развития, особенно с формированием внутренней гидроцефалии увеличился процент острой токсоплазменной инфекции до 4,8% (по сравнению с показателями общей группы), а также в 5,3% регистрировалась острая микоплазменная инфекция.
- У детей с картиной сепсиса, вызванного внутриутробным инфицированием плода и ФПК регистрировались в основном острые герпесвирусные инфекции: ЦМВ - в 9,1%, ВПГ1/2 в 10,0%. При этом процент серопозитивности к ЦМВ увеличился до 63,6%.
Выводы: выявлена значительная роль инфекционной патологии в репродуктивных потерях на всех этапах.