На современном этапе развития общества очень актуальна мысль Н.А. Бердяева: "В нашу эпоху нет более острой темы и для познания и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, об их различиях и взаимоотношениях". (1990г.)
Отношение к экологической культуре, как отдельного второстепенного аспекта общественной жизни канули в лету. Сейчас она выступает как система производства духовных стандартов, так как это объективная необходимая реальность сегодняшнего дня для сохранения среды обитания и здоровья человека. Экологическая культура народов Северного Кавказа представляет собой богатейший духовный пласт, базирующийся на солидном социально-историческом фундаменте.
Разработка этой новой грани исторического исследования и её сравнительный анализ убеждает, что ей, как и всякой культуре, присущ полиморфизм, разнообразие выражений, неодинаковое развитие и более институциональные отличия. Это дает возможность говорить о феномене полиэтнической экологической культуры народов Северного Кавказа. Она характеризуется тем, что в период исторического развития северокавказских народов произошло врастание культуры каждого этноса в инокультурную сферу, сохранив национальный культурный облик и образ жизни. Такой симбиоз разнокультурных начал, при котором сохраняются национальный культурный облик и образ жизни каждого народа, но вместе образующих единую социокультурную идентичность - вызов нашей эпохи.
Нами для исследования была выбрана своеобразная методология - междисциплинарный подход, и выработана концепция анализа - комплексное рассмотрение проблемы экологической культуры народов, населяющих СевероКавказский регион. Изучение этого вопроса в более отдаленной от событий 20 века, в ретроспективе, дала возможность увидеть общекавказскую специфику этого явления. При этом отсутствие четкой периодизации истории развития экологической культуры создала проблему определения верхней временной границы. Тем не менее, необходимо было изучить эту историческую линию неразрывно, до настоящего времени, в качестве единого исторического процесса. Такая ретроспекция позволила проследить полиэтническую экологическую культуру в динамике и изучить на протяжении двух веков; дала возможность обнаружить определенные закономерности и различия. Через столкновения и взаимосвязи, элементы экологической культуры переходили от одной цивилизации к другой, подвергаясь уничтожению, то возвращаясь в других трансформировались и видоизменялись. Народы, имевшие собственно этнические культуры, включались в значительно более широкую синхронную, горизонтальную систему информационных связей, нежели их прежняя коммуникативная сеть. (Кубель л.Е., 1981).
Тоже произошло и с экологической культурой. В настоящее время народы возвращаются к историческому прошлому, хотят ощутить свою преемственность с этническим прошлым. Эта тяга возникла вследствие нарушения на определенном этапе исторического развития народов Северного Кавказа равновесия между преемственностью и прерывностью, поэтому и современная потребность в коллективной идентичности.
Эколого-культурная идентичность так же существует на двух уровнях: на уровне национальной культуры каждого народа и на уровне идентичности полиэтнической экологической культуры по отношению к подобным ей самой. Полученные результаты можно представить как закономерное развитие в ходе исторической эколого-культурной эволюции человечества ряда базовых цивилизаций, различающихся их системообразующим принципом.
Экологическая культура требует постоянного исследования динамики и трансформации этого явления в связи с новыми процессами, происходящими в современном мире, еще более поднимающими значимость и ценность этого явления. В связи с этим возникла необходимость в создании концепции современного развития полиэтнической экологической культуры народов Северного Кавказа для сохранения потомками основных факторов жизнеобеспечения.