Представлялось целесообразным оценить эффективность применения раневых пленочных микропористых покрытий с поверхностным слоем аутогенных кератиноцитов (ПМПАК) человека в лечении ожогов IIIАБ-IV степени в зависимости от состояния у пациентов аутоиммунитета (ведущий механизм трансплантационного иммунитета), от функциональной активности лимфоцитов и их иммуномедиаторов-цитокинов (интерлейкин 1,2 - ИЛ-1, ИЛ-2), обеспечивающих межклеточную кооперацию и регулирующих амплитуду воспалительного и иммунного ответа (Казначеев К.Р., 1999, Smith K.A. et al., Белянский Н.В., 2000 г.).
Изучены показатели клеточного звена иммунитета - активность ИЛ-1 (Oppenheim G. et al.,1980 - стимуляция клеток в присутствии митогена ФГА) и ИЛ-2 (Емельянова Н.В., 1992 - рост клеток, стимулированных Кон-А), а также функциональная активность лимфоцитов в реакции бласттрансформации (РБТЛ) с ФГА (подсчет радиоактивности 3н тимидина с активностью 17 MеВg/mМ жидким сцинтилляционным методом).
Уровни аутоантител к антигену кожи и органоспецифических аутоантител исследованы в РНГА со Step - диагностикумами. Их титр у здоровых лиц (контроль 12 доноров) определили как 1:4.
Под наблюдением находились 61 человек с ожогами III АБ IV степени с индексом тяжести поражения (ИТП) от 90 ЕД и более, которым после некрэктомии осуществляли закрытие ран ПМПАК. По результатам лечения больных разделили на 3 группы. Первая группа (27 больных) - первоначальное полное приживление аутокератиноцитов; вторая группа (22 пациента) - с отсроченным сроком проведения трансплантации из-за первоначальных неудачных ее попыток с лизисом пересаженных клеток, что потребовало дополнительной коррекции гомеостаза; третья группа (12 больных) первоначально успешная пластика с последующим частичным лизисом кератиноцитов.
Установлен различный исходный уровень пролиферативной активности клеток в РБТЛ в группах 1,2,3 (у здоровых он составляет 2,52± 0,129 у.е.). В ответ на травму возрастал индекс стимуляции (ИС) с ФГА, составляя соответственно по группам 8,767 ± 0,417 у.е.; 4,582 ± 0,342 у.е. и 5,652 ± 0,537 у.е. Перед пластикой в первой группе ИС определялся на уровне 9,068 ±0,317 у.е.; во второй он повысился до 5,639 ± 0,327 у.е., а в третьей группе снизился до 3,221± 0,429 у.е.
Наивысшие исходные показатели активности ИЛ-1 (без ФГА) по сравнению с контролем (1,29 ± 0,112 у.е.) установлены в первой группе -6,92 ± 0,429 у.е., во второй группе они составили 4,72 ±0,383 у.е., и наименьшие были в третьей группе - 2,12 ± 0,538 у.е.
Комитогенный эффект ИЛ-1 (ИЛ-1 + ФГА) был адекватно высоким у больных первой группы, подтверждая выраженную активность пролиферативных клеточных процессов. Во второй и, особенно, в третьей группе они были наименьшими. Перед пластикой активность ИЛ-1 возрастала в первой и второй группах, а в третьей группе оставалась достоверно низкой, свидетельствуя о депрессии клеточных процессов.
Высокие исходные показатели ИС Кон-А в присутствии ИЛ-2 у больных первой группы также достоверно возрастали перед пластикой. Во второй группе пациентов, с изначально пониженной активностью ИЛ-2, уровень ИС также повысился перед пластикой, а в третьей группе он оставался низким во время всего исследования.
Первоначально высокие уровни аутоантител к ткани кожи (1:128 - 1:256) и другим органам (1:64 1:128) в первой и второй группах адекватно снизились перед пластикой до 1:16 - 1:32, а в третьей группе продолжали оставаться высокими (1:64 1:128), свидетельствуя об аутоагрессии и токсемии.
Таким образом, адекватная активизация цитокинового звена иммунитета и пролиферативных клеточных процессов у больных с ожоговой болезнью сопровождается повышением уровня иммунной защиты и снижением показателей аутоантителогенеза, что способствует успешному приживлению клеточных аутотрасплантатов и заживлению ран. Напротив, ранняя депрессия паракринновых цитокиновых эффектов и процессов пролиферации при одновременном повышении уровня аутоагрессии снижает или отменяет положительный результат трансплантации аутогенных кератиноцитов с их частичным или полным лизисом.