Ситуацию в корне должен изменить суд присяжных, главенствующими критериями в работе которого станут не только представленное на обозрение заседателей само преступление (если оно вообще будет иметь место), но и то, как данное преступление будет выглядеть в глазах "простого народа", каковы причины и мотивы его совершения. Не случайно суд присяжных называют еще и судом совести. Соответственно существенно повышается и роль адвоката в суде: теперь адвокат должен уметь выполнять две функции - функцию профессионального юриста, защитника и функцию актера рыцаря живого слова, как говаривали в дореволюционное время. Актерская функция в суде присяжных особенно важна от того, как адвокат сумеет донести до присяжных свою версию дела, от того, как он сумеет раскрыть положительные для своего подзащитного моменты, от того, сумеет ли он привлечь на свою сторону присяжных от этого и будет зависеть конечный результат. Строго говоря, роль адвоката в процессе становится определяющей, но в тоже время (в отличие от стороны обвинения) и ответственность адвоката существенно возрастет. Ведь при плохом для подсудимого исходе дела вся ответственность будет ложиться на защитника (плохая подготовка, неправильная тактика ведения защиты и т.д.), уже нельзя будет винить в предвзятости суд или следствие. С "приходом" в нашу жизнь судов присяжных должен повыситься и общий уровень профессиональной подготовки адвокатов, в особенности техника ведения допросов и искусство судебного красноречия. Думается, что и в юридических Вузах коренным образом изменится отношение к значимости учебных дисциплин, касающихся ораторского искусства.
В заключение хочется отметить, что практики работы адвоката в российских судах присяжных еще нет, поэтому первоначально имеет смысл каждому адвокату вырабатывать свой собственный стиль ведения защиты, опираясь на работы известных российских и зарубежных адвокатов и ученых юристов. Нет более жалкойфигуры в глазах суда и присяжных заседателей чем адвокат, не знающий правил своего дела, никогда не думавший о том, как, почему, когда, каким способом, в каком тоне следует задать вопрос; кто не научился читать мысли в ответах свидетеля (потерпевшего), прислушиваться к его тону, следить за его обращением и за многими другими подробностями, выясняющими значение его показаний. Задавать вопросы совсем нетрудно, но и бесплодно; это не искусство; длинные адвокатские речи можно произносить по часам, но это тоже не искусство. Это умеет почти каждый. А если задуматься над тем, что в деле бывают поставлены на карту жизнь, достояние, общественное положение, честь и доброе имя людей, вверившихся адвокату, то нельзя не сказать, что нравственный долг каждого настоящего адвоката обязывает его потрудиться настолько, чтобы освоить хотя бы основные принципы того искусства, которое служит успеху в этой ответственной борьбе.