Трансфертная цена - это условная, расчетная цена на продукцию (полуфабрикат или готовую продукцию) одного структурного подразделения предприятия (центра ответственности), передаваемую ("продаваемую") другому структурному подразделению (центру ответственности).
Выбор того или иного метода определяется рядом факторов: во-первых, характером решаемых посредством трансфертного ценообразования задач; во-вторых, уровнем децентрализации предприятия; в-третьих, наличием и состоянием рынка промежуточного продукта.
В результате трансфертного ценообразования могут решаться следующие задачи: во-первых, повышение эффективности управления крупным предприятием; во-вторых, распределение и перераспределение прибыли между подразделениями предприятия; в третьих, завоевание позиций на новых рынках сбыта; в-четвертых, минимизация налогов и др.
Существуют три основных метода определения трансфертных цен:
- рыночные трансфертные цены;
- затратные трансфертные цены;
- договорные трансфертные цены.
Рыночные трансфертные цены применяются обычно в том случае, если существует рынок промежуточного продукта, покупающий центр ответственности имеет полномочия приобретать полуфабрикаты собственного производства за пределами предприятия, а продающий центр ответственности - реализовывать полуфабрикаты собственного производства за пределами предприятия. Достоинством рыночной трансфертной цены в том, что она реалистична, объективна и не зависит от характера взаимоотношений покупающего и продающего центров ответственности.
При отсутствии рыночной цены используются затратные трансфертные цены. Обычно применяются следующие затратные методы:
- на основе полных затрат;
- на основе переменные затрат.
Суть обоих методов в том, что трансфертная цена определяется путем прибавления к полным (переменным) затратам определенной процентной надбавки, которая определяется высшим руководством предприятия. Если в основе затратного метода лежат фактические затраты, то у передающего центра ответственности нет стимула повышать эффективность производства, так как в трансфертную цену можно включить все произведенные затраты. Поэтому для повышения эффективности внутрифирменного управления следует устанавливать затратные трансфертные цены на основе стандартной (нормативной) себестоимости.
Трансфертные цены могут устанавливаться также в результате переговоров между центрами ответственности. В этом случае необходимо, чтобы выгоды для предприятия в целом от установления трансфертных цен на договорной основе не превышали убытки от возможных споров, не оптимальной цены и возникающих при этом трансакционных издержек.