Существующая система подготовки специалистов в высшей школе нуждается в значительном изменении как своей структуры, так и содержания. В современном мире, характеризующемся постоянными и все более быстрыми масштабными изменениями, совершенно необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию (фасилитацию) процессов осмысленного учения).
Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и в то же время недооценка роли осмысленного учения. Такое положение является своего рода данью прошлому, педагогическим атавизмом, поскольку переоценка роли преподавания имеет несомненный приспособительный смысл лишь для жизни человека в неизменной природной и социальной среде.
Осмысленное учение - это свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим студентом, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Основная задача преподавателя - стимулирование и инициирование осмысленного учения.
Идея фасилитирующего обучения свидетельствует о том, что это - не некий единый метод, не некая одинаковая для всех педагогическая технология, а совокупность ценностей, особая педагогическая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека.
Эффективная реформа образования должна основываться прежде всего на перестройке определенных личностных установок преподавателя, реализующихся в процессе его межличностного взаимодействия со студентами.
Анализ деятельности преподавателей показал, что чем выше их способность к активизации учения, тем более индивидуализированным, дифференцированным и творческим является их подход к студентам, тем больше внимания они уделяют переживаниям юношам и девушкам, чаще вступают с ними в диалоги, чаще сотрудничают с ними при планировании учебного процесса, чаще используют их мысли в своей работе. Однако значительная часть преподавателей считают, что «идеи гуманистического обучения очень хороши и притягательны, но они утопичны и не могут работать на практике». Возражая против обвинений в нереалистичности гуманизации обучения многими преподавателями, против мнения о том, что создание условий для творческого личностного развития всех студентов излишне, поскольку оно необходимо якобы лишь избранному меньшинству, мы считаем, что подобная точка зрения, во-первых, противоречит научным фактам и, во-вторых, представляет собой по сути дела безнравственную этическую позицию, которая несовместима с подлинно демократическими начинаниями в сфере образования.