Сексуальное образование социально неблагополучных подростков имеет свои особенности и должно начинаться с глубокого изучения контингента.
Подготовительный этап сексуального образования подростков в социальной гостинице проводился различными специалистами и включал тестирование, анкетирование и индивидуальные беседы. Результаты показали, что подростки:
- имеют повышенный интерес к половым вопросам;
- не обладают достаточными знаниями по сексологии, а имеющиеся представления ограничены бытовым, шаблонным уровнем и детским пониманием;
- не владеют терминологией, часто используют ненормативную лексику;
- у некоторых есть негативный сексуальный опыт, приобретенный в семье или в период бродяжничества;
- при внешней, напускной раскованности трудно идут на контакт с незнакомыми взрослыми, замкнуты, в вопросах секса остаются зажаты и закомплексованы.
Полученные результаты были учтены при разработке специальной программы сексуального образования социально неблагополучных подростков, содержание которой составили 5 базовых модулей (блоков):
- Физиология пола.
- Половой акт. Сексуальность как единство физиологических, психологических и социальных факторов.
- Половые расстройства, отклонения, извращения.
- Венерические заболевания и СПИД, меры их профилактики.
- Любовь, брак и семья. Отцовство и материнство.
Содержание программы изучалось в малых группах, сформированных по полу и возрасту, и в ходе индивидуальных бесед. Кроме того, иллюстративный и содержательный материал по каждой теме вывешивался на стенде в холле гостиницы. Обратная связь осуществлялась через прямые вопросы
во время бесед и анонимные письма, которые подростки опускали в почтовый ящик "Вопросы к доктору Щеглову". Наличие такой связи позволяло уточнять и оперативно корректировать всю проводимую работу.
В целом, сексуальное образование социально неблагополучных подростков может быть успешным, если оно проводится квалифицированными специалистами на основе индивидуально-личностного подхода и с учетом имеющихся особенностей контингента.