В высших учебных заведениях очень важен дифференцированный подход при обучении высшей математики. Очень важно уже на первом курсе осуществлять учет индивидуальных особенностей студентов и направление специальности.
Мотивы учебной деятельности делятся на познавательные и социальные. Каждый из них имеет различные уровни. Но при конструировании этапа мотивации прежде всего следует учесть особенности познавательных интересов студентов и специальность, определить их характер и направленность. По характеру познавательные интересы делятся на аморфные, широкие и стержневые. Направленность же познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.
Если у студентов наблюдается стержневой интерес к математики, то на этапе мотивации можно предлагать задачи чисто математического содержания.
Если познавательный интерес является стержневым по отношению к другим дисциплинам естественного или гуманитарного цикла, то для них полезно в качестве мотивационных создавать ситуации разрешение которых, во-первых, требует знаний из интересующих их областей, а во-вторых, дает способ решения новых видов задач из этих областей.
При наличии у студента широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Это могут быть как задачи, сюжет которых взят из отдельных интересующих его областей, так и задачи межпредметного характера.
Но если интерес к математике аморфен или вовсе отсутствует, то полезно использовать задания, привлекающие как своей фабулой, так и необычностью способа решения, который показывает преимущества математических методов над обыденными, житейскими.
Содержание лекционных и семинарских материалов должно удовлетворять разным направленностям познавательных интересов студентов.
Опыт преподавания основанного на учете индивидуальных особенностей познавательного интереса студента, позволяет утверждать, что для реализации дифференцированного подхода к студентам на этапе мотивации не следует отказываться от сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Кроме того, необходимо включать мотивационные задания в содержание домашних заданий, предшествующих лекции (семинары) по изучению новой темы. Обобщение результатов полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на семинаре (лекции), позволит, во-первых, формировать у всей группы в целом положительный мотив изучения нового математического содержания и, во-вторых, очертить круг возможных приложений рассматриваемого материала.