Разработана модель прогнозирования оценки конкурентоспособности можно использовать при создании любого вида товара. Она предусматривает создание шкалы оценок и выведение суммарного комплексного показателя уровня качества для индивидуального продукта. При расчете перспективной конкурентоспособности принимается во внимание цена, безопасность продукта. Формула конкурентоспособности может выглядеть так:
где ∑mi g j - суммарный комплексный показатель уровня качества, выраженный в баллах (mi- коэффициент весомости, gj - показатель качества i-го свойства); Ц - цена за единицу продукта; Б - безопасность продукта.
В зависимости от того, для какого вида товара предназначены расчеты, в формулу могут вводиться новые элементы, позволяющие привести значения показателей создаваемого продукта и аналога к общему, единому признаку.
Безопасность продукта учитывает отсутствие или наличие клинических испытаний, гигиенического заключения. В результате дробь соответственно умножается на 0 (продукт не конкурентоспособен) или на 1 (продукт конкурентоспособен), или на 2 (продукт обладает лечебнопрофилактическими свойствами и имеет высокую конкурентоспособность). На продукт со свойствами лечебного препарата не накладывается НДС и поэтому прибыль от его реализации выше.
Самый большой коэффициент весомости отражал органолептические свойства, особенно вкус и запах, а также содержание веществ, вредных для организма, при применении которых нужна осторожность и новые свойства, обеспечивающие антиоксидантный эффект. Несколько меньше был коэффициент весомости для показателя, отражающего содержание синтетических добавок, а также количество ингредиентов в многокомпонентной системе.
При моделировании перспективной оценки конкурентоспособности товара очень важно учитывать объекты интеллектуальной собственности с правовой охраной.
Разработанная модель прогнозирования конкурентоспособности инновационных товаров учитывает: суммарный комплексный показатель уровня качества, выраженный в баллах; цену изделия; количество изделий в расфасовке; безопасность продукта и др. Следует использовать показатели инновационной деятельности, такие как применение нового сырья, применение новой технологии. При оценке перспективной конкурентоспособности товаров используются значения товароведной оценки качества продуктов отечественного производства и лучших зарубежных аналогов, а также профессиональные навыки по маркетинговым исследованиям.
Таким образом, конкурентоспособность предполагает необходимое расширения инноваций, проникновения нововведений в производство, повышение активности ученых и персонала работников и т.д.