Уровень адаптационных возможностей организма вполне может быть использован в качестве критерия для оценки количества здоровья на данном отрезке времени (мощность здоровья) при первичном скрининге.
Целью наших исследований явилось изучение влияния различных двигательных режимов на степень напряжения адаптивных механизмов и уровень развития их адаптационных возможностей.
Были проведены комплексные исследования по методике С.В.Хрущева (1995) студенток первого курса Удмуртского государственного университета, находящихся на обычном (посещали занятия по физической культуре 2 раза в неделю по 2 часа) и расширенном (занимались в секциях баскетбола, гандбола, легкой атлетике и плавания) двигательном режимах. Результаты исследования оценивались в процентах и баллах.
Нами выявлены следующие проценты и баллы уровня развития у студенток, находящихся на обычном и расширенном двигательном режимах (таблица 1,2).
Из таблицы 1 видно, что высокий процент уровня физического развития студенток отмечается у пловцов и легкоатлетов 6,8%. С уровнем физического развития выше среднего показали наибольший процент гандболистки 66,6 %; легкоатлетки 46,6%; пловцы 33,2%; баскетболистки 20%, а не занимающиеся в секциях 0%.
Со средним уровнем развития наибольший процент был показан баскетболистками 80%; пловцами 60%; легкоатлетками 46,6%; гандболистками 33,4% и не занимающимися в секциях 20%.
Уровень физического развития ниже среднего и низким, был показан студентками, находящихся на обычном двигательном режиме и составил, соответственно: 53,4% и 26,6%, а у студенток, находящихся на расширенном двигательном режиме показатель составил 0%.
Нами были выявлены следующие оценкибаллов у студенток, находящихся на обычном двигательном режиме (таблица 2): индекс Кетле 3,4; Робинсона 1,3; Скибинского 1,06; Шаповаловой 1,2; Руфье 1,3. Сумма баллов составила 8,26 балла и уровень развития: ниже среднего.
Студентки, находящиеся на расширенном двигательном режиме соответственно: баскетболистки: 4,7; 2,0; 3,0; 3,3; 2,8; сумма баллов 15,8 и уровень физического развития выше среднего; гандболистки: 4,6;2,07; 3,07; 4,07; 2,7; сумма баллов 16,52 и уровень физического развития выше среднего; легкоатлетики:4,5; 2,0; 2,9; 3,3; 3,4; сумма баллов 16,1 и уровень физического развития выше среднего; пловцы: 3,5; 2,4; 3,4; 3,6; 3,5; сумма баллов 16,4 и уровень физического развития выше среднего.
Эти индексы являются показателями адаптивных резервов организма.
Критериями процесса адаптации студенток к физической нагрузке являются состояния напряжения физиологических систем, по индексам, указанным выше способствующих повышению интегративных процессов в организме. За счет напряжения идет адаптация дыхательной сердечно-сосудистой системы (индексы Робинсона и Руфье, р < 0,001), повышенная резистентность к гипоксии (индекс Скибинского, р < 0,001), а также высокий уровень адаптации возможностей двигательных качеств и функциональных возможностей кардио-распираторной системы (индекс Шаповаловой р < 0,001).
Нами установлено, что в механизмах адаптации участвуют дыхательная, сердечно-сосудистая системы и повышенная резистентность организма к гипоксии. Степень напряжения адаптивных механизмов у студенток, находящихся на расширенном двигательном режиме ниже, чем на обычном. Это говорит о высоком уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что способствует развитию физических возможностей организма.
Таблица 1. Показатели уровня физического развития студенток, находящихся на различных двигательных режимах (в %)
Уровень физического развития |
Двигательный режим |
||||
обычный |
расширенный |
||||
баскетбол |
гандбол |
л/атлетика |
плавание |
||
высокий |
0 |
0 |
0 |
6,8 |
6,8 |
выше среднего |
0 |
20 |
66,6 |
46,6 |
33,2 |
средний |
20 |
80 |
33,4 |
46,6 |
60 |
ниже среднего |
53,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
26,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2. Динамика показателей оценок-индексов на различных двигательных режимах (в баллах)
Показатели индексов |
Двигательный режим |
||||
Обычный |
Расширенный |
||||
баскетбол |
Гандбол |
л/атлетика |
плавание |
||
Кетле |
3,4 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
3,5 |
Робинсона |
1,3 |
2,0 |
2,07 |
2,0 |
2,4 |
Скибинского |
1,06 |
3,0 |
3,07 |
2,9 |
3,4 |
Шаповаловой |
1,2 |
3,3 |
4,07 |
3,3 |
3,6 |
Руфье |
1,3 |
2,8 |
2,7 |
3,4 |
3,5 |
Сумма баллов |
8,26 |
15,8 |
16,5 |
16,1 |
16,4 |
Уровень развития |
ниже среднего |
выше среднего |
выше среднего |
выше среднего |
выше среднего |