Многие десятилетия использование природных ресурсов Нечерноземья ЕТР сводилось лишь к удовлетворению запросов потребителей. Предотвращение и устранение последствий целенаправленных и хаотических воздействий на природную среду не осуществлялось или производилось с большим опозданием.
Наиболее резкие изменения исходного состояния природного ландшафта произошли в селах к городах, на местах водохранилищ и животноводческих комплексов, тепловых к атомных электростанций, шахт и карьеров. А функционирование промышленных агломераций, акционерных, фермерских и иных хозяйств и теперь сопровождается перераспределением самых различных веществ в ландшафте. Среди них оказываются как полезные, так и вредные. В совокупности это обусловило перестройку химического равновесия в ландшафте, а следовательно, и его экологических состояний. В границах зоны появились нейтральные, полезные и вредные геохимические аномалии. Их радиус измеряется десятками и сотням километров.
Как и прежде, теперь изменение состояний ландшафта обусловливают интенсивные сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные воздействия, а также урбанизация. Поэтому налицо очевидная необходимость и резкого изменения отношений человека к ландшафтам Европейской территории России. Для этого необходимо, во-первых, потребление людей в ресурсах соизмерять с возможностями конкретного ландшафта. Во-вторых, обеспечивать совмещение мер щадящего использования кладовых ландшафта и поддержание его комфортной экологии. И, в-третьих, ускорить освоение ресурсосберегающих и чистых технологий в промышленности, сельском и лесном хозяйствах.
Геохимия ландшафта как раз и представляет собою базовую основу для претворения социально-экономических к экологических задач. Очевидность этого состоит в том, что качественные достоинства природных и техногенных ландшафтов во всех случаях обусловливаются состоянием миграции химических элементов. Именно сведения о химических элементах, обладающих наибольшей подвижностью в ландшафте, являются базовыми для решения стоящих проблем. Только располагая данными о дефицитных и избыточных элементах в конкретном ландшафте, можно судить о качественном его состоянии. Еще и выяснять насколько состояние ландшафта адекватно условиям жизни и деятельности человека.
Поскольку геохимическая картина ландшафта раскрывается с помощью количественных или точных методов исследований, сфера выявляемых сведений отвечает требованиям научного эксперимента. Поэтому они являются и базовым основанием для создания практических рекомендаций различного назначения.
Как показало апробирование Программы ландшафтно-геохимических исследований ее претворение обеспечивает сведениями о состоянии ландшафтов, особенно необходимых для создания наиболее эффективных технологий в условиях рождающегося многоукладного сельского хозяйства. Они являются еще и основополагающей базой как для осуществления мониторинга любых природных и техногенных явлений, так и для экологически безопасного освоения компонентов ландшафта области, отдельного района или фермерского хозяйства. Это еще и создание рекомендаций и перспективного использования каждого компонента ландшафта. Они облегчают и выявление мест оптимального размещения инженерно-строительных объектов и коммуникаций. Потребности в такой совокупности фундаментальных сведений еще более возрастает в условиях формирования рыночных отношений.