хода. Все ургентные состояния у больных ГЛПС (инфекционно-токсический шок, массивные кровотечения, острая почечная недостаточность-ОПН, спонтанный разрыв капсулы почки) связаны с выраженными микроциркуляторными нарушениями в органах-мишенях: легких, миокарде, почках, надпочечниках, центральной нервной системе. Классические клиникопатогенетические синдромы ГЛПС - лихорадка, гиповолемия, синдром гемодинамического стресса, ОПН, ДВС-синдром, респираторный дистресс-синдром, печеночная недостаточность развиваются у больных в короткие сроки (первые 6-8 дней болезни).
Известно, что прямое цитопатогенное действие вируса весьма ограниченно и ведущая патогенетическая роль принадлежит иммунной системе. Продолжительная Виремия и клеточный пантропизм хантавируса вызывает активацию эндотелия микрососудов, а также его способность к адгезии, инициации эффекторных клеток и медиаторов иммунного воспаления.
В эндотелиальных клетках сосудов, контролирующих гомеостаз и сосудисто-тканевую проницаемость, развиваются типичные деструктивные и некробиотические процессы, инициированные иммунным ответом организма. Рядом работ установлено, что наиболее выраженные иммунопатологические реакции связаны с Т-клеточным ответом.
У 38 больных ГЛПС (диагноз верифицирован нарастанием титров антител к хантавирусам Hantaan и Seoul в сыворотке крови в НМФА) прослежена активность наиболее важных провоспалительных цитокинов- TNF-α, IL-1α , ответственных за рост патологической проницаемости стенки микрососудов и плазморее, что ведет к увеличению количества жидкости и белка в интерстициальной ткани. Концентрацию цитокинов в сыворотке крови определяли методом твердофазного ИФА (реактивы R&D Diagnostic Inc,USA с чувствительностью 1пг/мл) в разных группах больных и в разные периоды болезни. Уровень TNF-α в ранние сроки болезни (2-9 дни) был достоверно повышен у большинства больных и составил 23.9 ±1,4 пг/мл при норме у здоровых 4,2 ±1,2 пг/мл,p< 0.05. Степень активности TNF- α был параллелен тяжести клинических проявлений ГЛПС и у больных с тяжелой формой, особенно в 1-ую неделю на фоне гипертермии увеличивался в 5-15 раз.
Активность IL-1α в раннюю стадию также увеличивалась (2,8 ±0,8 пг/мл при норме 0,53 ±0,04 пг/мл, p 0.05) и коррелировала с тяжестью болезни. Наиболее высокие значения IL-1α зарегистрированы у больных с выраженным геморрагическим синдромом и тромбоцитопенией. В более поздние сроки (3-5 недели болезни) восстанавливался уровень только IL1α . Напротив, уровень TNF -α сохранялся достоверно высоким у больных среднетяжелыми и тяжелыми формами болезни, хотя имел тенденцию к снижению. При легких формах ГЛПС значения TNF- α были близки к норме.
Значительного различия уровней цитокинов в группах больных ГЛПС, ассоциированной с разными серотипами хантавируса - Hantaan и Seoul не отмечено, что говорит об одинаковых механизмах иммунопатогенеза хантавирусной инфекции.
Таким образом, гиперактивность провоспалительных цитокинов TNF-,α IL-1 в раннем периоде ГЛПС играет значительную роль в иммуннопатогенезе, определяя тяжесть и прогноз болезни.