Целью наших исследований явилось изучение механизмов адаптации школьников при различных двигательных режимах.
Были проведены комплексные исследования по методике С.В.Хрущева (1995) школьников 13 лет школы № 89 г.Ижевска, находящихся на обычном (посещали 2 раза в неделю уроки физкультуры) и расширенном (занимались в спортивной секции баскетболом, 4 раза в неделю по 1,5 часа) двигательном режимах. Результаты исследования оценивались в баллах.
Нами выявлены следующие оценки баллов у школьников, находящихся на обычном двигательном режиме: индекс Кетле-2,0; Робинсона-1,8; Скибинского - 1,9; Шаповаловой - 2,1; Руфье - 1,4. Школьники, занимающиеся в секции баскетбола, оценивались соответственно: 2,4; 2,86; 4,8; 3,6; 3,0; т.е. эти индексы являются показателями адаптивных резервов организма. Критериями процесса адаптации школьников к физической нагрузке являются состояния напряжения физиологических систем по индексам указанным выше, и интегративных процессов в организме.
За счет напряжения идет адаптация дыхательной и сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье, р <0,05) и повышения резистентность организма к гипоксии (индекс Скибинского, р < 0,001), а также высокий уровень развития адаптационных возможностей двигательных качеств (индекс Шаповаловой, р < 0,05) и регуляторной деятельности сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона, р < 0,05).
Установлено, что в механизмах адаптации участвуют дыхательная, сердечно-сосудистая системы и повышенная резистентность организма к гипоксии. Степень напряжения адаптивных механизмов школьников, находящихся на расширенном двигательном режиме ниже, чем на обычном. Это говорит о высоком уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем и функциональных возможностях кардио-распираторной системы, что способствует развитию физических возможностей организма.