Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,778

В целях получения полной и объективной информации о состоянии стоматологической службы в Кемеровской области проводилось комплексное многоуровневое социологическое исследование, в том числе и среди медработников. Опрошено 396 врачей и медицинских сестер стоматологических поликлиник Кузбасса. Уровень службы и качество помощи оценивались по следующим аспектам: доступность (организация) стоматологической помощи, квалификация медицинских работников, материально-техническое обеспечение, соблюдение этико-деонтологических норм и санитарно-гигиенических условий.

Обеспеченность стоматологических учреждений специалистами, по мнению 49% медицинских работников, недостаточно полная, в тоже время 43.5% считают, что этого достаточно для оказания качественной помощи населению. Пациенты не направляются для обследования и лечения в другие стоматологические подразделения или направляются, но редко по данным 44,5% и 45,8% ответов соответственно. Часто это случается в 8,9% случаях. При этом основной причиной ограничения объемов вмешательства является не отсутствие специалистов ( всего 13,4% ответов), а недостаток диагностического оборудования и лечебных технологий (41,7% ответов). Но чаще всего низкую доступность стоматологической помощи большинство респондентов (66,4%) связывают с недостатком средств пациентов на её оплату.

Удовлетворены в целом организацией стоматологического обслуживания 54,3% персонала, однако никаких замечаний не высказали лишь 21,1% из них. Остальные наиболее часто отмечают такие недостатки, как большие очереди (13% ответов), поломка оборудования и трата времени на его ремонт (7,7% ответов), неудобный график работы (5,3% ответов), утеря результатов диагностики и амбулаторных карт (4,9% ответов) и другие.

Собственная квалификация обозначена медицинскими работниками в основном как средняя (44,1% ответов) и высокая (42,9% ответов). В определении уровней культуры обслуживания пациентов и соблюдения санэпидрежима также получены высокие (47,4% и 44,9% ответов) и средние ( 48,6% и 42,5% ответов) оценки. Однако качеством оказываемой стоматологической помощи полностью удовлетворены лишь 18,2% опрошенных, 62,2% удовлетворены не в полной мере. Условия, влияющие на качество, чаще называются в следующей последовательности: наличие современного оборудования и разнообразного ассортимента стоматологических материалов, обучение персонала, возможность работы « в четыре руки», оснащенность современными обезболивающими технологиями, оперативное техническое обслуживание оборудования и др.

Наиболее хорошей медицинскими работниками признаётся обеспеченность стоматологических учреждений обезболивающими технологиями ( 68%), дезсредствами и стерилизационным оборудованием (63,2%), расходными стоматологическими материалами (32,8%).Низкий уровень отмечен в снабжении мелким инструментарием и одноразовыми стоматологическими приспособлениями ( 20,6% и 18,2% соответственно). Обеспечение оборудованием расценено как среднее в большинстве (73,6%) ответов, как и общий уровень материально-технической базы (72,9% ответов). Высокой оценки общее материально-техническое обеспечение удостоили лишь 12,1% респондентов, а низкой 13%.

Однако положительная динамика в оценках несомненна. На вопрос о том, как за последние три года в учреждении изменилось положение дел по наиболее важным проблемам, получены следующие ответы. По позициям квалификация персонала и качество оказания помощи улучшение назвали 74,1% и 74,5% респондентов, по оценке материально-технической базы,-.,инфекционному контролю и культуре обслуживания таким критерием воспользовались от 64% до 63,6% медицинских работников. Не претерпели изменений или даже ухудшились позиции обеспеченности расходными материалами { 30,8% и 11,3% ответов) и организация лечебного процесса (47,4% и 1,6% ответов).

Таким образом, реформы, происходящие в стоматологии, по мнению медицинских работников, прежде всего влияют на качество лечения пациентов и способствуют повышению квалификации персонала, кроме того, существенно повышают культуру обслуживания и инфекционный контроль, влияют на улучшение материально-технической базы.