Рынок молока и молочной продукции представляет собой совокупность производственно-экономических отношений, осуществляемых с помощью механизмов хозяйствования различных экономических субъектов, связанных как между собой, так и с условиями производства и реализации продукции.
В рыночных отношениях превалируют экономические законы спроса и предложения и возможность оценки результатов работы товаропроизводителей, способность получения или прибыли.
Социально-экономические значения регионального рынка молока и молочной продукции определяется превалирующей структурой потребления и значением молочной продукции в системе потребностей населения. Специфика формирования регионального рынка молока и молочной продукции во многом зависит от региональных природных и экономических условий производства, сложившейся рыночной инфраструктуры и удельного веса отраслей, связанных с производством и сбытом молока и молочной продукции.
Структура регионального рынка молока и молочной продукции включает в себя сферу как оптовой, так и розничной торговли, Анализ положения дел на рынке молока и молочной продукции показывает, что в последние годы для оптовой сферы стало характерной особенностью уменьшение доли молока и молочной продукции, закупаемой заготовительными организациями.
Региональные рынки молока и молочной продукции характеризуются определенной самостоятельностью, отличаются местной спецификой природных и экономических условий производства и сбыта продукции. Наряду с этим они выступают в качестве составной части общегосударственного единого рынка молока и молочной продукции.
На региональном уровне, как правило, с учетом конкретных природно-экономических условий разрабатываются нормативные факты.
Важную роль в успешном функционировании рынка молока и молочной продукции играют экономические взаимоотношения главных субъектов рынка: предприятий по производству молока, его переработке и реализации.
С помощью экономических регуляторов государство призвано способствовать развитию рыночных отношений и оказывать положительное воздействие на повышение эффективности молочного подкомплекса и насыщением его продукцией рынка молока.
Рынок молока и молочной продукции как фактор развития экономики агропромышленного комплекса зависит не только от присущих ему внутренних, но и внешних факторов, на которые он может не реагировать. На формировании регионального рынка молока и молочной продукции существенное влияние оказывает его государственное регулирование, а также макроэкономические факторы, которые следует учитывать при формировании такого рынка. Роль макроэкономических факторов бывает настолько велика, что может послужить причиной резко негативных последствий для развития регионального рынка молока и молочной продукции.
К макроэкономическим факторам, в наибольшей мере влияющих на развитие регионального рынка молока и молочной продукции, можно отнести следующие:
- Межотраслевые ценовые отношения. Сюда необходимо отнести, в первую очередь, топливно-энергетический комплекс, продукция которого (энергоресурсы) имела традиционно-низкую стоимость, была доступна сельхозпроизводителям молочного подкомплекса по низким ценам и позволяла обеспечивать производство молока и молочной продукции с невысокой себестоимостью. При введении мировых цен на энергоресурсы резко возросла стоимость молока и молочной продукции, которые оказались убыточными, а повышение реализационных цен ограничивается платежеспособным спросом населения.
- Покупательная способность населения и динамика его реальных доходов. Анализ положения дел в оплате труда показывает, что в годы реформ доходы населения в несколько раз отставали от информации, что привело к резкому снижению покупательной способности, в том числе молока и молочной продукции.
- Государственное регулирование агропромышленного производства, в том числе рынка молока и молочной продукции. К числу важнейших факторов следует отнести выделение инвестиций и льготных кредитов для производства, переработки и сбыта продукции.
- Государственное управление социально-экономическими процессами путем разработки и реализации различных программ, индикативных планов, прогнозов и т.д.
- Инфляция, влияющая на молочный подкомплекс, рынок молока и молочной продукции, главным образом, через покупательную способность населения.
Анализ макроэкономических факторов за последние 8 лет показывает, что они существенно воздействуют на производство молока и молочной продукции. Однако влияние их на результаты производства не совпадают по времени. Инвестиционная поддержка оказывается позже, в то время как паритет цен может отразиться на результаты экономических показателей уже в первый год.
Путь оживления агропромышленного производства лежит через систему гибкого состояния государственного регулирования, воздействия на него макроэкономических факторов с использованием рыночных принципов в целях создания благоприятных организационно-экономических условий для стимулирования и всемерной поддержке технического и технического обновления аграрного сектора, выравнивание межотраслевых отношений.
В условиях товарно-денежных отношений рынок молока и молочной продукции должен выполнять следующие функции: а) технико-экономическую; б) регулирующую и в)стимулирующую. При этом осуществляется движение продукции по цепочке рыночных отношений от производителя к потребителю. В зависимости от спроса корректируется производство товаров и соответствующим образом формируются цены.
Рыночные отношения по сравнению с другими имеют ряд преимуществ. К ним следует отнести прежде всего более рациональное распределение ресурсов; быструю реакцию на меняющийся спрос на товары и услуги, активное внедрение достижений науки и техники в производство, если эти меры обеспечивают преимущество перед конкурентами и т.д.
Вместе с тем в условиях рынка государство должно более строго осуществлять контроль и активизировать свои действия по сохранности невосполнимых ресурсов, защите окружающей среды, применению минеральных удобрений и пестицидов, развитию инфраструктуры общественной значимости (мосты, дороги, образование, транспорт, здравоохранение и т.д.).
Региональный рынок молока и молочной продукции может быть определен как система экономических отношений с целью производства, распределения и потребления продукции.
Основные особенности регионального рынка молока и молочной продукции присущее и рынку продовольствия Волгоградской области. Однако современное состояние как регионального рынка продовольствия в целом, так и его составной части - рынка молочной продукции в области - обусловлено влиянием факторов, определивших негативные социально-экономические последствия при переходе к рынку:
- макроэкономические решения по стабилизации денежного обращения, основанные на жесткой монетарной политике, привели к лишению аграрного сектора государственной поддержки;
- искусственное форсирование развития фермерских хозяйств, а также поспешная реорганизация крупных сельскохозяйственных предприятий отрицательно сказались на состоянии колхозно-совхозной системы, в результате чего был нанесен ущерб производственному потенциалу и особенно в животноводстве;
- неподготовленность экономики к переходу к цивилизованному рынку из-за наличия монополий. Сельхозпроизводители оказались между двух монополий: с одной стороны действуют монополисты производства средств производства, с другой - перерабатывающей промышленности, заготовительной сети и торговли. В конечном итоге увеличился диспаритет цен на продукцию промышленного производства в сельском хозяйстве. Отсутствие необходимой инфраструктуры рынка (бирж, оптовых рынков), привело к образованию «дикого рынка» с монопольной властью посредников и перекупщиков.
К вышеуказанному можно добавить значительное снижение платежеспособного спроса и сокращение потребления населением продукции животноводства вследствие жесткой монетарной политики, кризиса неплатежей, отсутствия правового обеспечения перехода к рынку, отсутствия запасов продовольствия, разрыва межрегиональных и межгосударственных связей, нарушения единого рыночного пространства страны.
Существующие проблемы молочного животноводства, убыточность основной продукции отрасли в последние годы порождают ошибочное мнение о его неперспективности. По мнению Голубева А.В. животноводство обладает рядом специфических особенностей, которые повышают роль этой отрасли именно в период перехода к рынку.
Во-первых, молочное животноводство обеспечивает ритмичные поступления продукции и, в отличие от растениеводства с длительным циклом производства, является постоянным источником дохода для производителя, что важно для проведения выплат.
Во-вторых, спрос на продукцию животноводства достаточно стабилен и не может исчезнуть полностью. Сокращение или ликвидация отрасли ведут к необратимым последствиям из-за невозможности восстановления поголовья коров.
В-третьих, животноводство позволяет лучше маневрировать имеющимися ресурсами.
В-четвертых, в молочном животноводстве можно трудоустроить большое количество людей при изменении структуры хозяйства.
В-пятых, отрасль молочного животноводства является источником ценного органического удобрения.
Все эти и другие доводы убеждают в повышении экономической роли отрасли именно в трудный переходный период.
Современная ситуация в области, как и в России в целом, характеризуется отсутствием динамичного межотраслевого экономического механизма, поэтому дальнейшее развитие межотраслевого взаимодействия будет определяться организационными факторами - созданием эффективных моделей агропромышленной интеграции с учетом региональных условий.