Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Статус личности определяется не только уровнем образованности, но и состоянием здоровья, зависящим от многих факторов, среди которых, как утверждает В.Н.Беленов (2000), особое значение отводится образу/стилю жизни индивида.

Новую ситуацию в образовании необходимо соотносить с ориентацией на освоение ценностей, связанных с людьми, на приобщение к гуманистическим ценностям. По мнению И.А.Колесниковой, гуманистическая деятельность определяется взаимосвязью понимания и восприятия Человека как ценности и способностью культивировать эти ценности в своей деятельности, ибо гуманизация образования возможна лишь при наличии и развитии познавательных и творческих сил.

Аксиология, психология, педагогика сосредотачивает свое внимание на формировании ценностного отношения к миру как основной задаче образования, поскольку ценностные отношения человека определяют его эмоциональное, психическое состояние, удовлетворенность жизнью, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяя мотивационнопотребностную сферу, направленность личности. В связи с этим, особая роль принадлежит системе гуманистических ценностей, ориентированных на идеи гуманизации образования.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач социального развития обусловило актуальность теоретической и практической разработки указанной проблемы, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к формированию, сохранению здоровья и его укреплению. В разработке новой стратегии здоровья должно быть предусмотрено образовательное профилактическое направление, включающее преодоление факторов риска и активное воспитание человека в гигиеническом режиме .

Валеологическая система образования предполагает не только получение знаний о сохранении, укреплении здоровья, но и осуществление комплекса мероприятий на индивидуальном уровне, направленных на количественное измерение состояния здоровья. Очевидно, что решение концептуальных проблем педагогической компоненты валеологии возможно при условии подготовки специалистов, сочетающих теоретические знания с практическими умениями, навыками по проблеме коррекции индивидуального здоровья. Психолого-валеологические и педагогические подходы к проблеме здоровья и развития личности необходимо рассматривать на основе принципов комплексности, системности, непрерывности, используя социальнопедагогические, психолого-физиологические характеристики с учетом возрастной периодизациии и особенностей психосоматической конституции. Использование комплексного психосоматического подхода к проблеме здоровья и развития личности позволит решать такие вопросы, как оценка адаптивных возможностей здоровья , профессиональное самоопределение, влияние двигательной активности на показатели физического и психического здоровья с учетом личностной мотивации и уровня функциональных резервов организма. Человек ,являясь сложной живой системой, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных , но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования: биологическом, психологическом, социальном..

Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека, представляя собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики; предполагая в своем становлении намеченный гуманистической психологией путь развития психологической науки, ведущей к познанию реального человека и, следовательно, к созданию психологии с человеческим и человечным лицом. Жизнеспособность психологии здоровья определяется изучением поведения каждого индивида. Как научнопрактическое направление, психология здоровья, призвана расширять возможности восприятия адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Психология здоровья, ориентируясь на гуманистическую направленность психологии, выбирает путь» от жизни к идеалу», изучая идеальное в реальном.

К задачам подготовки специалиста в области психологии здоровья, по мнению Г.С.Никифорова, можно отнести: повышение уровня психологической, коммуникативной, социальной компетентности, а также знание основ психотерапевтической коррекции.

С учетом того, что социальнопсихологическая проблематика в психологии занимает одно из центральных мест, в силу приоритетности тем исследования и в силу разработанности теоретического и экспериментального аппарата, необходимо обратить внимание на структурные и культурные факторы окружения, с которыми связана социальная детерминированность здоровья.

Необходимость использования комплексного подхода связана с детерминированностью проблемы здорового образа жизни и потребностью получения будущим специалистом всесторонней информации в области человекознания, педагогики, психологии и других дисциплин, изучающих человека. Формирование здорового образа жизни с использованием системного подхода связано с определением узловых фундаментальных проблем, требующих комплексного исследования. Именно такой проблемой и является проблема формирования здорового образа жизни. Приоритет охраны здоровья подрастающего поколения делает неоспоримой методологическую важность этого вопроса для научного анализа и практической деятельности преподавателей вузов, особенно гуманитарной направленности.

Формирование здорового образа жизни студентов вуза должно рассматриваться в качестве критерия эффективности акмеологической деятельности педагога, что весьма актуально и крайне важно в связи с отсутствием в новых образовательных стандартах предметов "валеология" и "основ здорового образа жизни", "перекладывая " валеологическую нагрузку на другие дисциплины гуманитарного, медикобиологического и социального профиля. Для эффективной здраво творческой деятельности в учебном заведении необходимо корректировать сложившиеся раннее антивалеологические стереотипы поведения, формировать мотивации к здоровому образу/стилю жизни с проведением первичной профилактики аутопатогенного поведения.

С учетом комплексности проблемы ее решение должно осуществляться на интегративном подходе, с использованием достижений многих наук-психолого-педагогических, медикобиологических и других, а роль интегратора взяла на себя педагогическая антропология, поскольку приоритетом в воспитании подрастающего поколения является гуманистическая составляющая, способствующая целостному гармоничному развитию личности; деятельностная составляющая -предполагающая превращение студента в полноправного субъекта активной профессионально ориентированной деятельности, в процессе которой у него формируется ценностное отношение к здоровью. По мнению В.П.Петленко (1999), концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является здоровый образ жизни, объединяющий все, что способствует выполнению человеком бытовых, общественных и профессиональных функций в наиболее оптимальных для человека условиях, выражая ориентированность деятельности личности в направлении развития и укрепления здоровья. Валеологическая культура индивида обеспечивается наличием способности иметь здоровый индивидуальный стиль жизни на основе системы медикобиологических, психолого-педагогических знаний. Формирование валеологической культуры индивида мотивировано ценностным отношением к здоровью, к познанию нового. Ориентация молодого человека на общечеловеческие ценности, креативность, интеллегентность адаптивность считается приоритетной. Знания, которые формирует валеологическое направление, связанное с изучением здорового человека и его образа жизни (И.И.Брехман, 1990) cмыкаются с биологической теорией онтогенеза человека рядом дисциплин профилактической медицины, психологии, педагогики. Здесь имеет место синтез знаний, относящихся к одному объекту исследования - человеку.

Признание здоровья важнейшей гуманистической ценностью означает взаимопонимание и взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного образования, позволяя наиболее полно изучать человека, обеспечивая интеграцию внутри естественно-научного знания и усиление связи естественно-научного и гуманитарного знания, но внедрение гуманистических принципов в практику обучения наталкивается на препятствия со стороны мало изменившихся условий педагогической деятельности.

Основу современного образования составляют социокультурные потребности человека, в связи с этим, развитие системы образования должно осуществляться в интересах формирования творческой личности как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества. Основной вектор данного развития связан с обеспечением доступности образования, повышения его качества и повышением роли образования в воспитании молодого поколения. Образование является единственной сферой, в которой осуществляется приобретение человеком знаний, навыков, умений, обеспечивающих его полноценное существование в окружающем природном и социальном мире.

Необходимо создавать инновационные модели обучения, направленные на совершенствование условий межличностного общения, поскольку на познавательную сферу позитивно влияет обучение, включающее компоненты сотрудничества, делового стиля. Целесообразно широко использовать подходы, предполагающие варьирование традиционных и инновационных методик для создания наиболее продуктивной модели обучения. Инновационное образование обеспечивает высокий уровень интеллектуальноличностного и духовного развития студента; создает условия для овладения навыками научных исследований и выработки соответствующего стиля мышления, обеспечив освоение методологии нововведений в профессиональной сфере. Инновационное образование, будучи антропоцентричным, считает студента субъектом образовательного процесса, т.е. понятие профессионализма становится интегральным, цельным качеством выпускника, синтезированным процессе обучения.

Существующий антропологический и гуманистический подход к специалисту, ориентирует его на инновационную деятельность поскольку ХХ1 век характеризуется концепцией глобального образования , а человек и его индивидуальность есть наивысшая ценность, являясь продуктом обучения, воспитания и педагогического воздействия, при этом социальный заказ ориентирован на максимальное развитие способностей и на становление активной, творчески мыслящей ( креативной) личности.

Условия существования человечества в ХХI веке требуют перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, поэтому формирование перспективной системы образования, соответствующей этой цели, является одной из важнейших проблем общества. Одним из главных аргументов в пользу приоритетной роли образования в наступившем ХХI веке является развитие научно-технического прогресса и технологизация передовых стран мирового сообщества. Развитие и использование современных технологий определяется уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания, что тесным образом связано с уровнем развития образования. К определяющим направлениям формирования перспективной системы образования относятся: повышение качества образования путем использования новых информационных технологий; обеспечение опережающего характера системы образования и его большей доступности для населения путем использования возможностей дистанционного обучения с применением телекоммуникационных технологий; повышение креативности в образовании при подготовке обучающихся к жизни в различных социальных средах.

По утверждению Г.И. Михалевской (2001), образное представление информации сегодня становится главным средством подачи данных. Современные методы представления информации в компьютерах включают не только текст, но и картинки, графики, видео, звуковые фрагменты, неподвижные изображения, анимацию, что позволяет использовать органы чувств для принятия информации, при этом резко повышается скорость и качество усвоения учебного материала, поскольку происходит дублирование материала по разным каналам восприятия, используются разнообразные механизмы умственной деятельности, не только лево-, но и правополушарные; актуализируются виды памяти при полимодальном восприятии учебного материала, стимулируются эмоциональные процессы, усиливающие познавательную активность. В новых информационных условиях педагог из носителя готовых знаний превращается в помощника, стимулятора обучающихся в процессе их совместной творческой деятельности., т.е. акцент переносится на организаторско-корректирующую деятельность.