Возникнув в 60-е годы прошлого столетия, термин качество жизни является одним из важнейших понятий, фиксирующих интегральные характеристики человеческого существования, соответствуя удовлетворенности человеком своим физическим, психическим и социальным состоянием .
Обсуждая возможные причины нарушения здоровья, С.В.Алексеев и В.П.Петленко приводят ранговую шкалу группировки факторов риска, определяющих нарушения в состоянии здоровья ( образ жизни, генетика и биология человека, внешняя среда, климатические условия, здравоохранение и критерии здоровья по С.А.Громбаху), являющиеся параметрами качества жизни.
Согласно исследованиям, школьники составляют 1/6 часть населения страны, 1/3 из них имеет длительно текущие заболевания, у 2/3 отмечаются морфологические и функциональные отклонения в состоянии здоровья. В связи с этим, необходимо проводить фактическую профилактику заболеваний, которая структурируется следующим образом:
- первичная профилактика т.е. предупреждение болезни;
- вторичная профилактика-обеспечение благоприятного течения болезни и быстрейшего выздоровления;
- третичная профилактикапредупреждение рецидивов заболевания.
Нами проведена оценка качества жизни детей, больных вирусным гепатитом. Оценка проводилась по шкале Пирс-Хариса, в модификации В.И.Гордеева (2001), нами представлены две специализированные шкалы:
- шкала «здоровье»;
- шкала «психосоциальный статус».
Удовлетворены здоровьем 72.6% тестируемых, причем по разным субшкалам, этот процент колеблется от 57.5 до 88.9. Не удовлетворены качеством здоровья 27.4% тестируемых, процент колебаний неудовлетворенности уровнем здоровья по субшкалам колеблется от 11.1до 42.5% лиц, участвующих в опросе (табл.1).
Оценивая психосоциальный статус ( табл.2) установлено, что 68.5% удовлетворены им, процент колеблется от 48.2 до 80.0 лиц, участвующих в опросе, отмечается максимальная удовлетворенность по субшкалам: социализация личности, вербальные коммуникации. Не удовлетворены психосоциальным состоянием 31.5% участников анкетирования, процент колеблется в зависимости от субшкалы в пределах от 14.8 до 51.8 участников опроса.
Таблица 1. Оценка качества жизни детей по шкале «Здоровье» (тест Пирс-Харриса)
Субшкала теста |
Частота встречаемости признака(%), ответ-ДА |
Частота встречаемости признака(%), ответ-НЕТ |
MED Здоровье (критерии 81,82;99-101) |
64.5 |
35.5 |
NSG Уход (критерии 83-85) |
77.8 |
22.2 |
PHY-MOB Физическое развитие (критерии86-91) |
57.5 |
42.5 |
ADL Поведенческая жизненная активность(критерии 92-94) |
88.9 |
11.1 |
NUT питание (критерии 95-97) |
74.1 |
25.9 |
Итого: по шкале «Здоровье» |
72.6 |
27.4 |
Таблица 2. Оценка качества жизни детей, больных вирусным гепатитом, по шкале "Психосоциальный статус"
Субшкала теста |
Частота встречаемости признака (%), ответ-ДА |
Частота встречаемости признака (%), ответ-НЕТ |
СОМ Вербальные коммуникации (критерии103-107) |
80.0 |
20.0 |
Ps Психологические аспекты личности (критерии 108-111) |
58.4 |
41.6 |
NP внимание, память, интеллект(критерии112-118) |
70.9 |
29.1 |
SOC Социализация личности (критерии119-121) |
85.2 |
14.8 |
PC помощь свыше, вера в в бога (критерии124-126) |
48.2 |
51.8 |
Итого: По шкале «Психосоциальныйстатус» |
68.5 |
31.5 |
На основании тестирования проведено ранжирование критериев с учетом среднего балла. На первое место участники опроса поставили субшкалу-физическое развитие, веру в бога и помощь свыше ( средний балл соответственно 5.1 и 4.3). На последнем месте по значимостисубшкала, характеризующая поведенческую жизненную активность (ADL) и социализацию личности (SOC), средний балл составил 8.0 и 7.6.
Таким образом,68.5-72.6% участников опроса, оценивая шкалы «Здоровье и Психосоциальный статус», удовлетворены качеством жизни, а 27.4-31.5% -оценивают его негативно, при этом, 41.6% участников опроса неудовлетворены психолого-личностными аспектами, а 42.5% - неудовлетворенностью со стороны физического здоровья.
Все это свидельствует о необходимости подключения психологов для оказания психологической помощи детям при проведении врачами вторичной и третичной профилактики заболевания