В начале 80-х годов ХХ века в Черное а в конце десятилетия в Азовское море, проник экзотический вселенец гребневик-мнемиопис.
Мнемиипсис прекрасно адаптировался и полностью нарушил механизм функционирования пелагической системы моря, вызвал ряд изменений в гидрохимическом режиме, затронул деструкционнопродукционные процессы и донное население водоема (Студенкина и др., 1991 Виноградов, Шишкина 1992).
Из Азово-Черноморского бассейна в конце прошлого столетия гребневик мнемиопсис проник и в Каспийское море. В первые он был обнаружен в начале ноября 1999г., на границе Среднего и Южного Каспия, а в 2000г. и в Северном Каспии (Торгунов, 2001).
Таким образом, в настоящее время под угрозой оказалось биологическое разнообразие Каспийского моря. Особенно остро эта проблема выражена в Северном Каспии, имеющем огромное рыбохозяйственное значение. В результате выедания гребневиком может произойти катастрофическое снижение биомассы зоопланктона, служащего пищей для ряда ценных промысловых рыб., поэтому исследование влияния гребневика мнемиопсиса на кормовую базу эндемиков представляет особый научный и практический интерес.
Совершенно очевидно, что те глубокие изменения, которым подвергается Каспий в связи с вселением в него нежелательных организмов и в первую очередь гребневика Мnemiopsis sp , не могут не отразиться на всех происходящих в его пределах биологических процессах, в частности на размерах и составе кормовой базы рыб, количестве самих рыб и на всем их пищевом режиме и пищевых взаимоотношениях.
Анализ данных по состоянию зоопланктона Северного и Среднего Каспия позволяют прийти к заключению, что экологические последствия от вселения гребневика Мnemiopsis Ieidyi в Каспийское море весьма многообразны.
Уже в 2000 году, как только мнемиопсис проник в северную часть моря, произошли изменения как качественного, так и количественного состава зоопланктона, обусловленное выеданием многих его массовых видов. Несмотря на то, что гидрологические условия в 2000 году были благоприятными для развития организмов, все же в западной части Северного
Каспия произошло значительное уменьшение численности и биомассы зоопланктона, по сравнению с 1998 годом. В свою очередь западная часть моря на протяжении многих лет характеризовалась как наиболее богатая в количественном отношении зоопланктона, чем восточная, что объяснялось чем восточная, что объяснялось высоким объемом биостока Волги в эту часть моря (Иванов, Сокольский, 2000). Однако, именно здесь в 2000 году в большом количестве был обнаружен гребневик мнемиопсис и, по видимому это объясняет уменьшение развития зоопланктона.
В 2001 году условия для развития зоопланктона так же были благоприятными, но из-за проникновения и расселения по всей акватории Северного Каспия гребневика пресс на беспозвоночных был огромный. Запасы зоопланктона в 2000 году были подорваны и, по-видимому, к лету 2001 года не восстановились. Об этом свидетельствует то, что уровень его развития в 2001 году, по сравнению с 2000 годом понизился в 2,5 раза.
В Среднем Каспии уже в 2000 г. в зоопланктонных пробах гребневик встречался на всех стадиях развития. Его численность в местах скопления превышала 100 экз./м . В основном преобладали мелкие особи, что свидетельствовало об интенсивном его размножении. В связи с тем, что гребневик питался главным образом животным планктоном, биомасса зоопланктона в Среднем Каспии оказалась ничтожно низкой: по сравнению с началом 90-х годов почти в 8 раз, с 1998 г в 4 раза. Самым тревожным моментом явилось сокращение главного кормового объекта рыб планктофагов, эндемика Каспийского моря эуритеморы Euritemora grimmi .
В период наблюдений в бентофауне, так же отмечалось уменьшение видового разнообразия и снижение массы и численности донных беспозвоночных во всех исследуемых районах. Одной из причин низких качественных и количественных характеристик связаны во-первых с высокой интенсивностью питания бентофагов в течение летнего периода нагула и во-вторых с высокой выедаемостью гребневиком личинок донных животных, ведущих пелагический образ жизни.
Следовательно, по состоянию развития зоопланктона и зообентоса пастбища для плантофагов и бентофагов в 2001 г, в Северном и Среднем Каспии можно оценить как слабопродуктивные. В новых экологических условиях (негативное влияние гребневика) при отсутствии или низких концентрациях ценных объектов питания в планктоне и бентосе создались напряженные внутри и межвидовые конкурентные отношения рыб.
Основными последствиями от вселения гребневика могут стать:
- Значительное снижение рыбных запасов в связи с выеданиемкормового зоопланктона, икры и личинок рыб;
- При отмирании больших скоплений гребневика может происходитьсильное загрязнение вод разлагающимися органическими веществами.Принимая во внимание крупные размеры мнемиопсиса можно ожидатьрезкого увеличения интенсивности «дождя трупов» и обогащения донных отложений органическими веществами. Побочным эффектом этих процессовбудет являться ухудшение кислородного режима как в толще воды, так и вдонных биотопах (Воловик и др., 1991);
- Массовое развитие мнемиопсиса в новом бассейне может вызватьвспышку численности некоторых гидробионтов, способных употреблять его в пищу. При этом пищевой спектр этих форм может быть более широким, вследствие чего эти явления, в свою очередь, также приведут к изменению состава морской биоты. Кроме того, может увеличиться численность видов, развитие которых ранее подавлялось (вследствие хищничества и конкуренции) видами, являющихся пищевыми объектами мнемиопсиса (Шиганова, 2000);
- В совокупности все эти факторы могут вызвать изменения балансаморской экосистемы и снизить устойчивость его структурно-функциональной организации по отношению к другим антропогеннымвоздействиям.
Таким образом, мнемиопсис крайне серьезный экологический фактор для и без того хрупкой экосистемы Северного Каспия. Вселение гребневика является формой биологического загрязнения, с которой очень трудно бороться, но бороться необходимо, чтобы спасти Каспий с его уникальной экосистемой.