Целью наших исследований было изучение способности ЛОС Y. pestis стимулировать экспрессию TNF-a у экспериментальных животных. В экспериментах изучали ЛОС, изолированные методом C. Galanos et al. (1969) из штаммов Y. pestis 1146 и KIMD1*, культивированных при температуре 25 C. Де-О-ацилирование препарата ЛОС, выделенного из штамма Y. pestis KIMD1 проводили гидролизом в слабощелочной среде (Borrelli S. et al., 1995). Препараты ЛОС Y. pestis, выделенные методом C. Galanos из штаммов 1146 и KIMD1, а также деацилированный препарат ЛОС KIMD1, вводили мышам внутрибрюшинно одновременно с актиномицином D. В качестве контролей использовали группу мышей, не подвергавшихся какой-либо обработке, а также группу, обработанную актиномицином D. Продукцию TNF-α в сыворотке крови оценивали в цитотоксическом тесте на культуре мышиных фибробластов L929 (Hirano et al., 1999; Bi, Reiss, 1995).
По нашим данным внутрибрюшинное введение ЛОС, за исключением деацилированного препарата ЛОС из штамма KIMD1, приводило к значительному повышению сывороточного TNF-α и вследствие этого к развитию эндотоксического шока у мышей. Существовала прямая зависимость между дозой введенного ЛОС и увеличением уровня TNF-α. При повышении дозы ЛОС от 5 до 300 мкг/мышь количество сывороточного TNF-α возрастало от 150 пкг/мл до 2000 пкг/мл. Гибель животных при введении им максимальных количеств ЛОС (300мкг/мышь) наступала в течение 2-3 часов. Уровень TNF-α у животных контрольных групп не поднимался выше 20 пкг/мл. Мы не обнаружили достоверных различий в уровнях TNFa в сыворотке мышей, получивших ЛОС Y. pestis обоих исследуемых штаммов (1146 и KIMD1). При изучении динамики TNF-α установлено, что его повышение в сыворотке мышей начиналось через 30 мин после инъекции препаратов ЛОС, достигало максимума через 1-2 ч и затем к 3 ч у выживших животных снижалось до исходных значений.
Таким образом, было показано, что внутрибрюшинное введение мышам ЛОС Y. pestis штаммов 1146 и KIMD1 индуцирует значительное повышение уровня сывороточного TNF-α в течение первых двух часов после инъекции.
Работа выполнена в рамках партнерского проекта Международного научно-технического центра (ISTC) #1197p, поддержанного программой Cooperative Threat Reduction Департамента Обороны США.