Целью исследования явилось изучение конституциональных особенностей клинически здоровых детей первого периода детства и детей с врожденными пороками сердца. Физиолого-антропологически обследовано 44 мальчика 4 - 6 лет с ВПС и 143 клинически здоровых ребенка, с использованием схемы соматипирования Штефко В.Г.-Островского А.Д., (1929) и набора измерительных инструментов G.P.M. Gnupel Switzerland. Получение и анализ дерматоглифических отпечатков осуществлялись по общепринятой методике Cummins и Midlo (Гладкова Т.Д., 1966).
Характеристика морфотипа клинически здоровых детей Ставропольского региона, имеющего приграничный статус, обнаружила доминирование торакального "среднего" соматотипа (50,2%), подтверждающегося баллами М2,1Е2,2. Среди детей, с изучаемой нами патологией, преобладающим оказался астеноидный "слабый" соматотип, с присущими ему баллами М1,3Е1,5. Даже на уровне морфологической типологии обнаружены разные темпы соматотипического развития. Средние - в популяции практически здоровых детей, и ускоренные - у детей с ВПС.
Анализ параметров частной дерматоглифической конституции выявил у детей с ВПС преобладание ульнарных петель: 64,5% в первом и 50,3% во втором случае, что согласуется с нашими более ранними исследованиями. Особенности дерматотипа проявились в выявлении сложных узоров у детей с врожденной аномалией развития, что подтверждается высоким значением (в два раза) дельтового индекса, характеризующего интенсивность узора.
Была предпринята попытка корреляционной зависимости антропометрических и дерматоглифическиих параметров. На фоне отсутствия выраженных корреляционных связей с параметрами конституции у практически здоровых детей нами обнаружены выраженные корреляционные связи указанных параметров детей с ВПС. Так, выраженная положительная функциональная связь характеризует дельтовый индекс с массой тела (r=0,51), костным компонентом сомы (r=0,56), сагитальным диаметром грудной клетки (r=0,56). Опираясь на исследования целого ряда ученых, работающих в области дерматоглифики, наиболее информативным является индекс гребневой ширины (ИГШ). В наших исследованиях, обнаружена выраженная положительная корреляционная связь ИГШ с длинной тела, массой тела, мышечным компонентом сомы у практически здоровых детей. Напротив, у детей с ВПС выявлены отрицательные корреляционные связи ИГШ с антропометрическими параметрами, характеризующие в своей совокупности развитие мезоморфии.
Подводя итог нашим исследованиям, можно полагать, что на уровне морфотипа и в характеристике дерматотипа детей с изучаемой патологией обнаружены отличительные особенности. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности использования конституционального подхода, выявляющего различные темпы и соматического развития и особенности частной дерматоглифической конституции. Кроме того, обнаруженные корреляционные связи разных систем признаков выявляют маркерную информативность ИГШ, что при дальнейших исследованиях позволит обосновать его использование в качестве маркера данной патологии.