Материалы и методы. Оценивая состояние здоровья 520 водителей пассажирских автобусов, мы исходили из необходимости учета взаимно дополняющих друг друга результатов скринингового сплошного тестирования по специально составленной тестанкете, анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидизации и инвалидности и одновременного получения данных об условиях труда, быта, индивидуальных особенностей водителей. При этом учтены специфические факторы, такие как: высокое нервно-эмоциональное напряжение, связанное с ответственностью за жизнь большого числа пассажиров, напряженность труда и сложность управления в условиях интенсивного движения, необходимость частого выхода из транспортного потока (остановки и возобновление движения), взаимоотношения с пассажирами, ранним началом и поздним окончанием работы, график работы с жестким регламентированным маршрутом, временем, скоростью движения, экстремальные факторы аридного климата.
Результаты исследования. Среди водителей городского автобусов отмечается наибольшее распространение заболевания дыхательной системы, сердечно-сосудистой и опорно-двигательных систем. Наибольшее число потери трудоспособности наблюдается от заболеваний органов дыхания, тогда как инвалидность чаще отмечалось при заболеваниях сердечнососудистой системы. При анализе физиологических сдвигов обращает на себя внимание значительная вариабельность полученных данных, обусловленная сложностью дорожного движения в условиях крупного города.
Усредненная количественная оценка нервноэмоционального напряжения водителей в реальных дорожных условиях дала возможность ранжировать типичные дорожные ситуации по степени их влияния организм водителей, что является критерием напряженности труда водителей. Такой критерий необходим для разработки мероприятий по укрепления здоровья и конкретизации рекомендаций по созданию им облегченных условий труда.
Заключение. Учитывая высокую нервноэмоциональную напряженность труда водителей и частую заболеваемость, первостепенное значение приобретают мероприятия по её снижению и укрепления здоровья путем создания профилакторий и комнаты психологической разгрузки, хорошая организация труда и быта работников автотранспорта.