Цель настоящей работы - выявить, имеется ли корреляция между типом энергообеспечения и типом телосложения у лёгкоатлетов спринтеров и стайеров, и возможно ли использовать полученную информацию в ранней спортивной диагностике юношей для отбора их в группу стайеров и спринтеров.
В исследовании приняли участие лёгкоатлеты спринтеры и стайеры высших спортивных разрядов. Отнесение испытуемых к тому или иному типу энергообеспечения производилось на основе велоэргометрического тестирования (Король В.М., Сонькин В.Д.,1983; Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Воробьёв В.Ф., 1991; Зайцева В.В. и др., 1997). Определение типов конституции производили по методике Б.А. Никитюка, С.С. Дарской (1975) с учётом объединения астенического и торакального типов телосложения в один - астено-торакальный (Сонькин В.Д., Изаак С.И., 1996).
В ходе проведённого велоэргометрического тестирования выявлено, что у лёгкоатлетов спринтеров доминирующим типом энергообеспечения мышечной деятельности является анаэробный тип, определяющий наибольшую работоспособность в зоне максимальной мощности. Лёгкоатлеты стайеры оказались представлены аэробным типом энергообеспечения, что определяет их наибольшую работоспособность в зоне умеренной и большой мощности. На основе проведённого соматотипирования выявлено неравномерное распределение различных типов телосложения в группах спринтеров и стайеров. Лёгкоатлеты спринтеры, характеризующиеся анаэробным типом энергетики, представлены на 62% мышечным и на 38% астено-торакальным типом конституции, а стайеры, представленные аэробным типом энергетики, в 100% случаев относятся к астено-торакальному типу. Сопоставление типов телосложения и энергообеспечения наглядно продемонстрировало тесную взаимосвязь между особенностями системы энергетического обеспечения и телосложением спортсменов спринтеров и стайеров. Это позволяет использовать тип конституции как некий маркёр типа энергетического обеспечения и, как следствие, даёт возможность отбора спортсменов в группу спринтеров и стайеров на основе внешних признаков.