В настоящее время не требует доказательств факт того, что эффективная профессиональная деятельность врачей-специалистов, руководителей учреждений здравоохранения и органов управления невозможна без качественной информационной поддержки, основанной на компьютерных системах и новых информационных технологиях.
На базе Городской клинической больницы №1 г. Тольятти Самарской области в течение последних пяти лет проводилась работа по созданию единого информационного пространства. В результате создана и внедрена в практику корпоративная многопользовательская автоматизированная информационная система больницы.
Проводимая программа информатизации работы больницы способствовала внедрению в лечебном учреждении современных экономических методов хозяйствования, обеспечивающих жёсткий учёт и контроль за использованием ограниченных материальных и финансовых ресурсов. Она способствовала внедрению в практику новых медицинских технологий диагностики и лечения больных, внедрению менее затратных организационных форм и методов медицинского обслуживания таких, как стационары дневного пребывания при больнице (в том числе при нашей больнице).
Но, несмотря на имеющиеся положительные тенденции в развитии организации существуют явные проблемы и противоречия в планировании расходов стационара и оплате стационарной медицинской помощи в системе ОМС Самарской области:
- в тарифах ОМС на 1 койко-день на медикаменты и расходные материалы предусмотрено расходовать 16,0-20,0 р. в зависимости от профиля отделения. В пересчете на случай госпитализации это составит 250-300 рублей. Этот норматив не отражает фактических расходов на медикаменты, поэтому больничные учреждения вынуждены покрывать данные расходы из средств ОМС за счет сокращения других статей, увеличивать долю расходов на медикаменты за счет средств от предпринимательской деятельности, но и их оказывается недостаточно и часть медикаментов больные вынуждены приобретать за счет собственных средств;
- существует Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств, но отсутствуют утвержденные областным органом управления здравоохранением стандарты для определения минимального набора лекарственных средств при оказании качественной стационарной помощи по существующим нозологиям.
Фактический расход медикаментов в Городской клинической больнице №1 г. Тольятти на 1 койкодень в пять раз превысил норматив, предусмотренный утвержденными тарифами ОМС и составил:
- в 1999г.-63,8 р.;
- в 2000 г.-81,5 р.;
- в 2001г.-89,9 р.;
- в 2002 г.-163,4 р.
В 2002 году по сравнению с 2001г. на 58% увеличились расходы на медикаменты по предпринимательской деятельности и на 50% используемые в системе ОМС.
Неправильное планирование расходов на медикаментозное обеспечение стационарных больных приводит к перераспределению финансовых потоков. Происходит перерасход средств по предпринимательской деятельности на медикаменты и недоплата по другим статьям расходов.
При постоянном росте цен на медикаменты, увеличении тарифов коммунальных платежей, увеличении минимальной заработной платы медицинского персонала происходит снижение доли ОМС в финансировании процесса оказания стационарной медицинской помощи. Тарифы по оплате стационарной помощи в системе обязательного медицинского страхования за последние пять лет только индексировались с помощью коэффициентов. Реально доля средств, выделяемых обязательным медицинским страхованием на стационарную помощь, снизилась с 70,6% в 1999 году до 34,8% в общей структуре доходов Городской клинической больницы №1 г. Тольятти в 2002 году.
Контроль и планирование объемов оказания медицинской помощи и ее качества становится вполне реальным технологическим процессом в работе лечебно-профилактических учреждений при использовании моделей медицинских услуг. Информационные компьютерные технологии позволяют такой контроль сделать эффективным, объективным, оперативным и менее затратным. Вместо эпизодической оценки качества медицинской помощи появляется возможность осуществлять мониторинг оказанной в ЛПУ медицинской помощи и, в конечном итоге, перейти к системе управления качеством медицинской помощи.
Для полноценной медико-экономической экспертизы качества медицинской помощи предлагается использовать интегрированную систему планирования медицинской помощи, основанную на медицинских технологических стандартах (разработана в Краснодарском медицинском ИВЦ, автор Калиниченко В.И.).
Краснодарские модели медицинских услуг ориентированы не на конкретное ЛПУ, а на заболевание (нозологическую форму), технология оказания медицинской помощи при котором должна быть гарантирована пациенту вне зависимости от места ее получения для всех типов медицинских учреждений, организаций и предприятий без ограничения форм собственности на всей территории региона.
Разработанная и утвержденная на территориальном уровне модель медицинской услуги, включающая уровень обеспечения медицинской помощи, адекватный финансированию, не может быть ниже уровня по федеральному стандарту, который на данный момент отсутствует, а когда будет неизвестно.
Медицинское страхование для обеспечения оптимального развития стационара должно учитывать главное-реальную себестоимость медицинской помощи. При ошибочности тарифов, при отсутствии их обоснованной дифференциации происходит значительное отклонение от реальной потребности объемов медицинской помощи, оказываемой за счет имеющегося финансирования.
Расчет себестоимости медицинских услуг в сочетании с медицинскими технологическими стандартами позволяет осуществлять перспективное планирование расходов в разрезе статей затрат на оказание медицинской помощи, а также дает возможность рассматривать медицинскую услугу как товар на рынке.
Создание отлаженной системы регионального планирования объемов медицинской помощи, её стоимости может быть возможно лишь на сложной нормативной базе стандартов медицинских услуг, норм времени, нормативов продолжительности стационарного лечения, нормах расхода лекарственных средств и расходных материалов.
Внедрение моделей в систему планирования объемов стационарной медицинской помощи будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, распространению положительного опыта, внедрению последних достижений медицинской науки и практики и изменит к лучшему систему финансирования, что приведет к совершенствованию форм оплаты медицинской помощи и повышению качества ее оказания.
Предложенная В.И. Калиниченко методология управляемой медицинской помощи. реализована с использованием современных инструментальных средств и баз данных. Разработанные Краснодарским ИВЦ интегрированные системы уникальны и могут быть рекомендованы для широкого внедрения в практическое здравоохранение.